День 0. Заброска. 7 утра. Домик походника, ул. Оборонная, 20, г . Барнаул. Вчера ночью распределили продукты, рюкзаки собраны, почти все познакомились. На вокзале встречаем ребят из Питера и направляемся к микроавтобусу «Мерседес». Рюкзаки закидываются наверх под тент, мы рассаживаемся в салоне. Заброска около 700 км . до горного Алтая около 10-11 часов. В путь! Барнаул, Бийск, Горноалтайск… очень утомила дорога, поэтому больше ничего не помню. Через 7-8 часов местность меняется, появляются высокие холмы, прошел дождик. Алтай встречает нас радугой. На погранзаставе перекусываем в местном аиле, ехать остается недолго. Усть-Коксинский район, созваниваемся с нашим инструктором Алексом, он встретит нас в центре Усть-Коксы – отправной точки похода. Время около 9-10 вечера, сумерки, Алекс встречает нас на велосипеде, подъезжаем к домику. Выгружаем рюкзаки. Внешность нашего инструктора меня не удивляет, так как я видела фотографии прошлого похода Ильи и Насти. Алекс сообщает нам, что домик не его, он арендовал его на месяц, и пора ему валить :) нужный тон, настраивает на нужный лад, мне нравится. В огороде огромные заросли конопли – стараюсь не удивляться, и все же срываю пару листочков. Разводим костер, варим картошку с гречей на ужин. Усаживаемся в кружок вокруг костра и начинаем знакомиться. Алекс рассказывает, что он немного не в форме, за день до похода упал с велосипеда, у него декомпрессия позвонков и не поднимается правая рука… :( Особенность нашего похода в том, что он «инструкторский» - это значит, что до нас никто по нему не ходил, а также то, что Теректинский хребет никто не проходил вдоль, только поперек. Что предстоит идти нам   неизведанными путями и прокладывать маршрут для будущих групп (Впечатляет!). Пускаем по кругу кружку с коньяком, каждый из участников похода говорит пару слов, и выпивает. Врезается в память фраза Алекса, что каждый из нас попал в горы не случайно, и каждый получит, то, за чем приехал…

День 1. «По коням!»
Усть-Кокса, 8 утра. Мы с Ильей дежурные. На завтрак рисовая каша на молоке. Спали в домике, арендованном Алексом, высота 1115 м . В 11 утра грузимся в «шишигу» - газ 66, водитель старовер, мастер спорта по полиатлону. Заезжаем в местный магазинчик, покупаем три буханки хлеба на первый перекус, а также веревку, Алекс сказал, что она нам понадобится. По узкой горной дороге набираем высоту около 1000 м ., небольшая экскурсия на уникальные заросли кедровика, который растет только на скалах. Продолжаем подъем, чем выше поднимаемся, тем лучше видно Уймонскую долину. Въезжаем на «седло», оттуда видна корона Алтая и гора Белуха ( 4 506 м .). До «пупка» нам остается подняться метров 200, но машине уже трудно преодолеть подъем, так как уклон горы довольно большой. Водитель предлагает высадить нас и поднять рюкзаки еще выше. Поднимаемся без рюкзаков, нещадно палит солнце, УФ лучи незаметно сжигают незащищенную кожу. По всему склону растут горные цветы – эдельвейсы. «По коням!» это я не вам, это я рюкзакам сказал :) Первые 50 метров даются нелегко, благо мы почти поднялись. Устраиваем первый перекус: хлеб+сайра и паштет. Еще немного и уже видно одно из Башталинских озер, оно отмечено на карте, но выглядит как большая пересыхающая лужа. К небольшому разочарованию примешивается мысль: неужели это последствия глобального потепления?...мы на плато, ко второму, более крупному озеру нам предстоит спуск по снежнику. Наконец-то его становится видно: Башталинское озеро образовалось на дне кратера, окружено скалами, которые покрыты зеленью, очень красиво. Не чувствуя тяжести рюкзаков мы устремляемся вниз по склону, который местами покрыт снегом. Небольшой привал внизу и устраиваем фрирайд шоу на пенках! Смотрю на это все и понимаю, что не могу поучаствовать – сильно болит голова. Алекс подходит, прощупывает пульс и смотрит в глаза: «Эдельвейс видела?» «Видела…» «Поздравляю, у тебя горняшка!». Горняшка – это горная болезнь, реакция организма на высоту и перепад давления, проявляется у всех по-разному. У меня была сильная сдавливающая головная боль и легкое чувство опьянения, ощущения не из лучших :( До места нашей стоянки у озера нас отделяет 30-минутный спуск по зарослям карликовых берез и куруму. Ставимся. До ужина есть еще время, решаем искупаться. Вода в озере холодная и больше минуты в ней не пробудешь, поэтому, окунувшись, выпрыгиваю как пингвин. Так как дров мало, часть группы отправляется в небольшую радиалку к водопаду, а также набрать дров для ужина. Пробую воду из небольшой горной речки, она прозрачная, чистая и очень вкусная. Ужин: гречка и колбаса (УРА!). Только успели поужинать, начался дождь, все разбежались по палаткам. И так первый походный день плавно перетек в первую походную ночь.

День 2. Первое испытание
Ночью шел дождь, но утром погода наладилась: тучи рассеялись, и выглянуло солнце, есть шанс просушить намокшую одежду и тенты от палаток. Дежурные: Маша и Максим, на завтрак овсяная каша с изюмом. Наш завхоз наконец-то знакомится с раскладкой и в меню появляются сушки и кофе с сахаром! До выхода остается около часа, рюкзак собран, пока остальные собираются, забираюсь на скалу и, любуясь озером, делаю эти заметки. Грозовое облако застигло нас на подъеме, посыпал мелкий дождь, переоделись в дождевики. Поднялись на плато, дождь не прекращается, Алекс настаивает на том, чтобы укрыться в ближайшем скальнике и переждать. Точные данные: пройдено 13 км (по горизонтали), время: 13.37. Высота 2 379 м . Достаем первые сникерсы, те, кто сильно замерз, согревается коньяком. Алекс чувствует себя очень плохо, при подъеме он чуть не потерял сознание (с его слов), двигаться дальше пока не можем, ему нужен отдых. Выглянуло солнце, но с Катунского хребта надвигается огромная грозовая туча. Пытаемся ее отогнать силами наших шаманов: Олега, Кеши и Васи. Дежурные делают чай на горелке, вместо воды растапливаем снег. Паша с Ильей ушли на разведку, взяли рации. Ветер меняется, температура падает.. Буквально за 10 минут ползущая и клубящаяся туча проливается дождем. Быстро сваливаем рюкзаки к скальнику и прячемся под тентом, порывы шквального ветра его почти срывают, очень холодно. Борьба со стихией продолжается в течение 1,5 часов, затем как всегда неожиданно появляется солнце, и мы продолжаем путь. Нам предстоит спуск к озеру-звездочке, сверху оно кажется таким маленьким. Под нависающей снеговой шапкой начинаем первый спуск: уклон горы 70-75 градусов, 2 туристическая к.с. У Васи рвется лямка рюкзака, Олегу сложно спускаться, Кристина и Паша уже внизу. Половине ребят действительно сложно спускаться – ноги нужно ставить боком, либо поворачиваться лицом к горе и упираться обеими руками. У меня проблем не возникло – не нарадуюсь своим треккингам! Уф, первый спуск преодолен! Ура, товарищи! Разбиваем лагерь у озера-звездочки, ветра нет, небо чистое. Скоропортящиеся продукты сыр и колбасу закапываем в снег. На ужин будет кашко-суп греча+рис+белый гриб, который Маша нашла тут же J Вода в озере не холодная, Олег, Вася и Илья купаются, мы с Кристиной помыли голову. Алекс говрит, что погода просто замечательная и нам очень повезло со стоянкой, поэтому мы решаем назвать ее «наша 5-звездочная стоянка». После вкуснейшего ужина мы услышали горловое пение Алекса в дуэте с солом на гитаре в исполнении Лехи, а также игру Ани на варгане – это невоспроизводимо! Замечаю, что начинаю приобретать московский акцент… Полдевятого начал накрапывать противный дождик и все разбежались по палаткам. В нашей палатке температура 10 градусов, ложусь спать без термухи, благодать!

День 3. "Полбарана"

Яркое солнечное утро. Дежурные Леха и Кристина, на завтрак кукурузная каша с изюмом – очень даже вкусная (ем в первый раз). Паша проводит активную зарядку – сегодня предстоит долгий переход. В 10.30 выдвигаемся. Довольно быстро преодолеваем первый подъем, набираем ту высоту, которую скинули вчера. День обещает быть солнечным – очень сильное УФ излучение. Если при взгляде на светлые пятна, например лица, они кажутся фиолетовыми, значит, сетчатка уже начала страдать и нужно срочно надевать очки, что я и делаю (спасибо Илье). 10-минутный перерыв, разгружаем Васю – у него очень тяжелый рюкзак, и какие-то проблемы с лямками. На высоте 2 500 м . Ане дозванивается бабушка! Вот это да!! Ориентирование на местности, Алекс достает карту, высота 2570 м . – слева обрыв, открывается нереально красивый вид на долину Мюштайры с цепочкой голубых озер, устраиваем фотосессию на скалах. Далее нам по хребту нужно перейти в долину Кастахта, перевалив через хребет. Решаем идти через лесистую часть, возможно, там устроим привал. Илья , Паша и Максим уходят по другому более сложному пути, берут с собой рацию, им нужно будет спускаться по живому куруму к озерам. Мы же идем большим траверсом по склону, внизу небольшой ручей, 5 минут для наполнения бутылок водой и идем дальше. Накрапывает мелкий дождь, впереди очень сложный спуск по скальнику – мелкие камни сыплются из-под ног, а большие можно пройти только с веревкой. Наша цель, спуститься вниз к озеру, окруженному массивными скалами. Для спуска рюкзаков используем 10-метровую веревку, появляется связь с ребятами, но они нас пока не видят. Обходим озеро слева, идем через лес, нужно спуститься к слиянию двух рек и там встретиться с ребятами. Прошедший дождь усложняет наш спуск, тропы нет, идем очень медленно, цепляясь за корни деревьев и мокрую траву, Алекс периодически убегает на разведку, все очень устали. ДОПОЛЗЛИ до речки, переходим ее вброд, идем левым берегом, впереди непреодолимый спуск, приходится вернуться к броду. Весь правый берег – болото с кочками травы, скачем по ним как персонаж игры «Марио», было бы забавно, если б не дикая усталость и сырые ноги. Вася героически переводит всех через ручьи, стоя по колено в воде. Слышим наших уже без рации, они близко. Выходим на сухую поляну, время 19.15, перекур, мы уже близки к цели – нас ждет наш мобильный отряд, а также знакомый Алекса – пастух Михаил , который пасет овец. Еще полчаса пути и перед нами аил, стадо овец и человек на лошади. Переходим еще раз речку вброд, вода в отличие от «теплой» воды в озерах просто ледяная! Теперь ноги сырые абсолютно у всех :( Ставим лагерь, благо наш мобильный отряд нашел отличное место для стоянки – чуть выше аила. Костер развели внутри огромного кедра, разбитого молнией. Сегодня день рождения у Стива – будет праздник! Алекс договорился с Михаил ом и мы купили полбарана за 1500 руб! Шикарный ужин – баранина жареная и вареная, такого свежего мяса я не пробовала. У Олега были сигнальные ракеты, в честь сегодняшнего праздника выпускаем их в чистое звездное небо – полный восторг, непередаваемое чувство нереальности всего происходящего… Итог дня: скинулись на 700 м ., прошли 8 км по карте, то есть, не учитывая спусков и подъемов – это был первый полноценный ходовой день, несмотря на сырую обувь и усталость довольны ВСЕ!

День 4. Дневка.

Первая Дневка. Так как за ужином всего барана мы съесть не смогли, было решено устроить дневку, доесть барана, сбегать в радиалку. Дежурные Кеша и Маша, на завтрак пшенная каша с изюмом + овсяное печенье. Времени навалом, успеваю постирать футболку и ходовые штаны, треккинги сырые как вчера, поэтому в радиалку пойду в сандялях. Особенности стирки вещей в горных реках: выбираем место, где самое сильное течение, прижимаем камнем одежку и оставляем на часик, можно стирать и без мыла :) 12.40 выходим к озеру. Наша баранья стоянка находится на отметке 1800 м , поднимаемся на 260 м , двигаемся траверсом по тропе. По пути неразлучная троица пытается поймать овец из стада, пасущихся на всех   склонах, которые можно окинуть взглядом – в итоге разгоняют бедных овечек так никого и, не поймав, продолжаем дальнейший путь без приключений. Через 2 часа выходим к голубому озеру, (высота 2 300 м ). На склонах горы пасутся Михаил с братом, собирают в куруме какие-то камешки, думаем, что ищут золото или берилл :) , но нам не рассказывают, что. Илья купается в озере, позирует для рекламы сникерса, мы с удовольствием поглощаем свои и выдвигаемся обратно. Вернулись к обеду: вареная баранина и бульон в неограниченном количестве (я уже не могу его пить!), обожравшись, заваливаюсь спать в палатку. Пока я спала, ребята перераспределили продукты и раздали новые кучки, а Кристина, Маша и Олег успели сходить за грибами. Ужин: рис с вареной бараниной + жареные грибы, очень вкусно, если есть все отдельно :) День заканчивается посиделками у костра, разговорами с Алексом о детях индиго и перевоплощениях…

День 5. 3,14здец-гора
Пасмурное утро. Дежурные Аня и Стив, на завтрак каша (не помню какая) + оставшееся мясо, жаренное на плоских камнях, это намного вкуснее всяческих шашлыков! (спасибо Олегу и Васе). Михаил предлагает проводить нас, довести на конях пару самых тяжелых рюкзаков, но не далеко, так как ему нужно смотреть за стадом - ночью волки утащили трех овец. Температура 6 градусов, треки все еще сырые, одела куртку… полил дождь :( поднимаемся на 200 м , разгружаем Стива. Наши провожатые довезли рюкзаки до «креста» - деревянный крест, установленный кем-то на склоне,   дальше идем сами. Два варианта пути: либо траверсом вдоль хребта, либо переваливать через вершину… Алекс принимает решение штурмовать безымянную вершину, подъем сложный – 2-я альпинистская категория. Долго поднимаемся по «зеленке» - трава и отдельные камни, выше начинаются «курумные реки и ручьи»: живой курум, который может в любую минут утечь из-под ног. В тот самый момент как мы достигаем этого курума, налетает туча, Алекс решает переждать ее, становится очень холодно, температура опускается до 3-4 градусов, одеваем все теплые вещи, на ноги одеваем мусорные пакеты – так немного теплее в сырой обуви, сидим долго, но перекус невозможен, поэтому съедаем сникерсы… 3,14ЗДЕЦ КАК ХОЛОДНО…Время 16.30, туман не рассеивается, двигаемся дальше, на вершину… УРА!!! Мы достигли ее!!! Находим следы альпинистов: каменный цветок, а в нем записка, завернутая в войлок. Алекс разворачивает ее, но она рассыпается в руках,  :( значит ей как минимум лет 50.. Выцарапываем на камне сегодняшнюю дату: 18.07.09 и бросаем илюхину пластиковую карточку велоперми! Все это конечно здорово, но по-прежнему дико холодно, температура около 2 градусов, сильный ветер, время 18.00, Алекс убежал в разведку, искать дальнейший путь, перекусываем «железом»   - сайра+сухари. Чтобы согреться, пошла в радиалку с Алексом, Максом и Ильей, становится понятно, что мы выбрали верный путь на вершину, по хребту мы бы не скинулись потом – там отвесные скалы. Решено: скидываемся к замерзшему озеру через скальник, будем использовать веревку и обвязки. Во время спуска через это Мордор (иначе не скажешь) 2 раза использовали веревку, уровень сложности 2-я альпинистская категория (со слов Алекса). Во время второго спуска Вася подворачивает ногу, время близко 21.00, начинает темнеть, очень медленно спускаемся к озеру. Теплеет, но начинается дождь, страшно идти по мокрому куруму. Паша в разведке, нашел место для стоянки. Вася может идти только без рюкзака, включаем фонарики, через 20-30 минут наступит полная темнота… Около 12 ночи ставимся в темноте, идет непрекращающийся дождь, вместо ужина две палки колбасы, сухари, пара консервов и чай. Стив и Аня не успевают ставить палатку,   Илья предлагает спать вчетвером. Долгожданный отдых, вчетвером в двушке тепло и даже не тесно, чувствую, как гудят колени…сложный был день…

День 6.

8 утра, дежурные Настя и Паша будят всех на завтрак, неожиданно вместо каши суп из пакета с колбасой. Накрапывает противный дождь, одеваемся по вчерашнему…Вася хромает, Илья ударился о камни, когда страховал при спуске на веревке…варианты названия стоянки: «Травмпункт №1», «У стен Мордора», «Где попало», «Экстремальная» нелегко быть первыми на маршруте, зато как интересно… Итак, время 11.00 выходим опять на 2 часа позже запланированного, кажется, мы нифига не учимся на своих ошибках! Проходим метров 200, переходим вброд речку Черная Теректа, название ее от камня, который присутствует в местных черных скалах.   На пути встречается стадо коров, они начинают нас окружать…это немного пугает…но Алекс распугивает их, объясняя, что это нормальное поведение горных коров :) – если б не выглянуло солнце, все это выглядело бы очень зловеще… Погода наладилась, солнышко припекает, вывешиваем мокрые вещи на рюкзаки, одеваем шорты и футболки, идем тропой через лес, вдруг Макс понимает, что оставил фотик на стоянке, убегает за ним, ждем 1.15 часа (успела поспать). По ходу движения приходит понимание, что Вася не сможет идти с группой дальше, ему нужно сходить с маршрута L Олег решает не бросать друга, тем более, что у него тоже проблемы с ногами…идем до ближайшей чабанской стоянки, где посадим ребят на коней и будем скидываться до деревни Теректы. Доходим до чабана, который соглашается довезти Васю с рюкзаком до Заимки, это промежуточная стоянка перед Теректой. Очень долго идем лесом по тропе, несколько раз переходим вброд речку, она шире и глубже, чем все предыдущие, поэтому снимаем обувь и идем босиком (я не хочу больше ходить в мокрых треккингах!!!). Попутно успеваем собирать грибы, через 2 часа мы в Заимке. Алекс улаживает вопрос дальнейшей транспортировки Васи до Теректы и мы располагаемся на ночлег. Ужин: гречка с грибами + сыр, к чаю сушки + щербет! Эта небывалая щедрость вызвана тем, что завтра мы будем в деревне, где докупим сахар и хлеб (и возможно что-то еще ;). Пастух Валера любезно предоставляет свое жилище для ночлега, там размещаемся втроем: я, Илья и Алекс.

День 7. Экватор.

Ирина как дежурная поднимает всех в избушке в 6.50 :) солнечное теплое утро, готовим пюре с паштетом + колбаса + компот из жимолости (Спасибо Маше и Олегу). Собираемся как обычно до 11, успеваю поплескаться в ручье, помыть голову (УХ ХОЛОДРЫГА!) и постирать ходовые штаны. Выдвинулись, Васю с рюкзаком навьючивают на коня, Валера ведет его под уздцы, идем долго и нудно по тропе через лес, постепенно скидывая высоту. Тропа незаметно сворачивает к реке, впереди брод. Река шириной метров 7.., течение сильное, глубину определить нереально, так как она прозрачна. Алекс идет первый, ему сразу же по колено, кричит нам: «Осторожно, течение очень сильное!», в этот же миг его сносит, он пытается подняться, но рюкзак тянет вниз… у меня вырывается крик: Алекса понесло!...его бьет о камни, несколько раз он скрывается с головой… метров 15 его несет, мы стоим как вкопанные, не зная, что делать, Максим, шедший за мной, тут же кидается в воду, Алекс кажется встал, он держится, стоит в воде! Макс с трудом перебирается на другой берег, добегает до него, оттуда кричит: ВЕРЕВКУ! Возвращается за ней, все это происходит за считанные минуты. Кеша тоже бросается в воду, они вытаскивают его на берег, переводим дух…теперь предстоит перебираться нам, Алексу нужно оказать помощь.. разделились на группы, мы с Машей первые заходим в воду, держась за руки, течение ОЧЕНЬ сильное, вода почти по пояс, не обращая внимания на холод, медленно двигаемся. Далее, держась за руки, продвигаются Кристина, Ирина и Настя – через пару минут мы все на берегу. Бежим к Алексу, он сидит на траве, тело бьет крупная дрожь, он состоянии шока..мы тоже…  Бегом за его рюкзаком – достаем теплые вещи, к удивлению, они не намокли, тут же достаем флягу с виски (спасибо Саше – брату Ильи), заставляем сделать глоток…спустя какое-то время он начинает приходить в себя. Мы разводим костер и понимаем, что нам не нужно было переходить на этот берег! Это остров и тропы НЕТ! Тропа шла дальше по берегу, чуть выше… Отправляем Максима догнать ушедших вперед Валеру с Васей. У Алекса многочисленные ушибы ног, спины, локтей, а также он не может поднять правую руку (опять…) Приезжает Валера, Вася, Макс и Олег, который не переходил реку остались у какого-то моста ждать нас. В течение часа каким-то чудом и не без полфляжки вышеупомянутого виски Алекс возвращается в себя, находит в себе силы идти самостоятельно, но без рюкзака. Навьючиваем его на лошадь и идем обратно к реке.. На этот раз натягиваем веревку, переправились по одному – все справились, никто не пострадал, Алекс шел замыкающим и сматывал веревку. Когда дошли до моста, наш инструктор смог одеть рюкзак, и продолжить путь до деревни (В ВОСХИЩЕНИИ!!) В это сложно поверить, но дальше мы шли еще примерно 20 км , в течение нескольких часов. Деревня Теректа, население 500 тысяч. Наш друг Валера живет там. Встаем недалеко от деревни, успеваем за 15 минут до закрытия магазинов, докупаем все, что необходимо и возвращаемся в лагерь. Готовим гречу с грибами (спасибо всем, а особенно нам с Машей – так как мы собирали, а потом тащили 20 км почти килограмм грибов!) К ужину Алекс почти совсем оклемался, и завтра мы продолжим поход, но без Васи и Олега :( они должны будут на транспорте добраться до Тюнгура – нашей конечной точки и ждать нашего возвращения.
Василий Красильников написал
8 августа 2009 в 2:48
Наташ,деревня Теректа-500 тысяч-это почти пол Барнаула)
Алексей Куликов написал
8 августа 2009 в 19:32
Несомненно 5 день был самым интересным:)
Наташа отличное описание!! Сразу всё так вспомнилось)
Наталья Лисина написала
9 августа 2009 в 18:55
Блин! да - 500 человек, а не тысяч!
9 августа 2009 в 19:03
мм, спасибо, Леха) да 5 день не забудется долго :)
Артём Бояршинов написал
22 сентября 2009 в 18:03
что-то у вас как-то слишком экстремально...и не совсем "правильно" в организационном смысле...
ну-да хорошо то, что хорошо кончается....
А Алтай славится дождями....дана несколько дней подряд :-)
Наталья Лисина написала
23 сентября 2009 в 8:39
у нас был "полуспортивный" поход, поэтому и экстремально
а дождей было немного - нам повезло)
Артём Бояршинов написал
23 сентября 2009 в 8:56
хорошо что повезло, а на в 2006 на Катунском не очень повезло, первые три дня и последние два лило непереставая, ну и в течение похода периодически лило ;-) смотри альбом, он у меня для всех открыт, наверно будет интересен ;)