Home

Previous Entry | Next Entry

День 2, 17 августа

По плану – Теплый ключ-Тюнгур-Тургунда (плато с каменными бабами)
Пройдено – вот тут все и началось. Об этом ниже. Проехали Катанда-Тюнгур

До 8 поспать не удалось, потому что развеселые дежурные Настя и Сережа ржали с самого утра. Ночь была на удивление теплой, несмотря на ночевку у воды. Алекс с утра уехал в Усть-Коксу, по делам. Утро было туманное, ничего не видно. Тепло. Я решила помыться. Однако когда добрела до воды, окоченела и ограничилась умыванием. Вода была просто ледянющая.
На завтрак сделали рисовую кашу с курагой, для желающих остатки вчерашних макарон с тушенкой.
Алекс вернулся в 9:30, а у нас как обычно конь не валялся. Выезд назначили на 10:00. Ну ну. Кое-как в 11:15 выехали. :) Все собирались, собирались. Алекс в 10:30 выехал к дороге, остальные подтягивались потихоньку, дольше всех собирался Олег. Ждали ждали. Спрашиваю у Сереги: "Ну как можно столько копаться?", а Серега отвечает: "Так вола надо привязать покрепче, чтобы не потерялся. Его ж не бросишь". :)  Наконец-то стартовали. Погода снова радует, жара, солнце. Едем снова вдоль Катуни, дорога под уклон, красота, катим хорошо, прямо даже 25 км/ч мой комп показывал порой.
Проехали Катанду. Дорога все больше уклоняется, мы теряем высоту, набранную до Усть-Коксы. Как обычно торможу, страшно с утяжеленным великом гнать на гравийке. Мимо меня проносится Аля, я вижу, как ее велоштаны болтает из стороны в сторону, потом начал вилять вел. И вот она уже летит и лежит на дороге. Народ умчался вперед, остались только я, Настя, Марина и Сережа. Сережа сразу все взял в мужские руки. Кровища льет ручьем, Аля порвала щеку, шлем и очки защитили голову лицо от более серьезных повреждений. Оставив Алю на ребят, я помчалась догонять наших. Так получилось, что в нашей группе я оказалась одной из самых сильных катальщиков. Народ почуял неладное и далеко не уехал, буквально за следующим поворотом они нас ждали. Алю оставили приходить в себя, и мы в ожидании устроили фотосессию на берегу Катуни.

Когда Аля пришла в себя, мы поехали дальше. Путь наш лежал в Тюнгур, где планировался обед.
Доехали до Тюнгура.

Там попытались найти хоть какого-нибудь фельдшера или врача, чтобы зашить щеку Али, но врач был пьян, а фельдшер на покосе. Через подвесной мост мы перебрались на другой берег Катуни.
Там находятся несколько турбаз, но и там врачей тоже не было. Алекс и Костя отправились искать машину, чтобы отвезти Алю в Катанду в больницу. Нашли таксиста, который обещал отвезти. Однако, скоро выяснилось, что и в Катанде некому было помочь Але, а в Усть-Коксу он везти отказался. К счастью, рядом было много машин, которые привозили и увозили тургруппы, Алекс нашел УАЗик, который за 1300 любезно согласился свозить Алю и Костю до Коксы и обратно (70 км туда и 70 обратно).

А мы начали морально разлагаться. Сначала мы очень плотненько покушали в местном аиле. :) Плов, блины, лагман, парни взяли пива, плюс ели наши перекусы – паштет и хлебцы. Надо сказать, что в Горном Алтае проблемы с хлебом, они пекут его сами, в магазинах нет. А хлебцы это такая дрянь жуткая, кто додумался вообще их набрать. :) Еще мы заказали баню на турбазе "Белый кречет", очень уж хотелось помыться, несмотря на 2й день похода. :) За 700 р на 5х на час. Мы с девочками за 30 минут быстренько помылись, а вот Сережи застряли на час, парились, видите ли. :) Хорошо что хозяева не особо заметили.

После бани мы опять покушали в аиле. :) Жор какой-то напал от безделья. Время неумолимо близилось к вечеру. К Тургунде мы явно не успевали. Точка невозвращения была 7-8 вечера. Али и Кости все еще не было. Мы валялись на ковриках около аила и ждали у моря погоды. Параллельным курсом шел дождь.

В график, не уложимся. Алекс решает оставаться на ночевку на турбазе, до темноты нам не проехать. Хотя я считаю, что 10 км мы б успели до 10 вечера. Но Алекс непреклонен, рисковать группой и ехать по темноте он отказался. В 9м часу приехали Аля и Костя и мы резко подорвались, собрались и поехали опять через мост.
Сереги задержались, Сережу преследовала навязчивая идея купить к ужину молодой картошки, зелени, сметаны и молока. А мы поехали дальше, они ж лоси, догонят.

Но не проехали мы и 200 м по деревне, как у Саши развалился переклюк. Из ролика выпал болтик. На Алекса было жалко смотреть. Тихо матерясь, он смотрел куда-то вдаль. :) Все извлекли из карманов и рюкзаков многочисленные болтики и стали подбирать подходящий. Проходивший мимо парень, оказавшийся туристом, спросил, какой категории у нас поход. Мы ответили, что подбирается уже к 4й по сложности борьбы с обстоятельствами. :) Время шло, темнело. Между тем Сереги так и не появлялись на горизонте. Мы решили, что их взяли в рабство. :)

Алекс дал команду возвращаться в "Белый кречет" на ночевку. Саша и Макс остались чинить переклюк. По пути обратно я нашла Серег и осталась с ними. Они купили где-то 4 бутылки водки, на которые обменяли ведро картошки и 3 литра молока. Там была какая-то хитрая бартерная схема, водку отдавали в одном дворе, копали картошку в другом (подозреваю, что хозяева не в курсе даже были), причем копал ее Сережа сам. :) И опять же, за покупками поехали без тары. Картошку распихали по рюкзакам, а вот под молоко была всего одна литровая бутылка из под колы. Но Сережа не растерялся, 2 литра молока он слил в гидропак, а оставшееся в бутылку. Еще взяли лука репчатого с перьями. Поскольку рюкзак от гидропака был под завязку набит картошкой, хитроумным способом гидропак привязали к велоштанам. Между тем окончательно стемнело.
На подвесном мосту образовался плотный трафик, мы долго ждали, пока появится возможность проскочить, опасаясь, что если не уберемся на тот берег быстрей, можем получить люлей от местных. Правда, потом Алекс сказал, что боялись зря, тюнгурцы туристов любят, потому что это доход.

На базе уже стоял лагерь, горел костер. Мы быстро поставили свои палатки и занялись ужином. На ужин была картошка круглая и суп из картошки. Быстро выпили литровую бутылку молока, очень вкусно. И тут возник вопрос, как же извлечь молоко из гидропака? Находчивые Сереги тут же придумали "подоить" гидропак, Серега держал его повыше, а Сережа разливал молоко в кружки. :) Картошку кстати съели не всю, едва ли половину.

Завтра дежурит красная палатка, то есть мы с Серегой, поэтому мы пошли спать сразу после ужина. Макс напился водки и пел песни. :) Ночь была необычайно звездная, чернющее небо, чернота вокруг и россыпи звезд так близко. И падающие звезды как обычно в августе.

За день проехали 30 км. Из них 8 по Тюнгуру. Гравийка, грунтовка.
День 3. 18 августа

По плану Тургунда-Ядрушка-Березовый Пал-Казнахта-оз.Кулаш
Прошли – Тюнгур-Тургунда (каменные бабы)-Ядрушка-Березовый Пал-Казнахта

С утра туманище, солнца не видать, холодища.
Занялись завтраком. За полчаса до общего подъема раздался заливистый хохот – проснулся Сережа.

Нашли вчерашнюю картошку, хотели ее бросить, но Сережа не дал и долго думал, куда ж ее определить.

Алекс скомандовал выезд в 10:00. Выехали в 10:15. Маленькая, но победа над волом. :) Рядом на заборе висела коровья шкура. Символично. Правда, Серега сказал, что вол инсценировал свою смерть, поэтому не стоит так радоваться. :)

Проехали через Тюнгур и бодро покатили в сторону р. Тургунда. Погода чудесная, жарко, дорога отвратная, камни, лужи, говна. Справа с нами по прежнему течет бирюзовая Катунь, за ней возвышаются темно-зеленые горы.
По пути заезжаем на плато с каменными бабами. Туда пошли пешком.
Оттуда очень красивый вид на Катунь
Время уже час дня. Время обеда. :) У Саши опять развалился переклюк. Сережа остается с ним, а мы едем к Тургунде, там нас ждет брод. Дорога все так же убийственна и под гору. Попалась развилка. Мелькнула мысль, что оставшиеся могут свернуть не туда. :)

Нам повезло, на Тургунде низкая вода, перейти легко, максимум по колено, но река достаточно широкая и очень холодная. Переходим ее без особых проблем. Алекс ушел первым и руководил переходом каждого, показывая, где лучше пройти.
Саши и Сережи все еще нет. Достали перекусы. Через час Алекс пешком ушел их искать, было подозрение, что они все-таки свернули на развилке не туда. :) В 3 часа ребята, наконец, появились. Да, они свернули не туда, и там Сережа сломал петух. :) Никогда не стоит загадывать "Возьми это, вдруг пригодится". Обязательно пригодится. До похода всем говорили взять запасных петухов, и вот, пожалуйста, еще один петух. Только теперь уж радикально сломанный. Хорошо у Сережи был запасной, и он смог продолжить путь на велике. Стали думать, каких поломок еще не было. Некстати, вспомнили про проколы...

В 4м часу мы тронулись, еще не подозревая, что нас ждет. Катунь продолжала поражать видами. Остановились посмотреть на слияние Катуни и Аккема. Аккем бело-серый, и влившись в Катунь, они долго идут вместе, деля воду на 2 цвета.
Дальше мы понеслись куда-то вниз, пересекая многочисленные ручьи. Алекс собрал группу и, махнув рукой неопределенно вверх, сообщил, что нам нужно подняться на верхнюю тропу. Посмотрев наверх, мы даже предположить не могли, насколько нам нужно подняться с гружеными велами.

Переход был очень труден и долог для таких батонов как мы. :) Палящее солнце, крутой подъем, неподъемные велики. Через несколько метров парни поняли, что девушки одни не справятся, и дальше велики тащили уже парами. Одолев треть подъема, счастливые обладатели велоштанов с лямками сняли их с велов и понесли на себе. Хотя легче особо не стало. :) У меня же лямок не было. Да и вряд ли б я смогла утащить такую тяжесть. Зато Серега влегкую на своих широких плечах унес и свой и мой рюкзаки.

На очередном привале все услышали предательский свист – у Марины спустило колесо.
Около часа мы поднимались на тропу. Едва отдышались, Алекс скомандовал ехать. Время неумолимо шло к вечеру. Но ехать было сложно – трава, камни, очень узко. Мы шли по Теректинскому хребту, по тропе Иня-Тюнгур (в обратном направлении), одно из самых красивейших мест нашего похода. Слева была гора, справа обрыв. Ехать было страшно, идти тяжело. Алекс сказал всем идти слева от велика, чтоб не оступиться вдруг вниз, и вся моя правая нога быстро покрылась синяками – спереди била педаль, сзади колотили консервные банки в велоштанах. :)

Виды вокруг были потрясающие, величие гор впечатляет, жаль, что идется долго. Воды нет ни у кого, ближайшая вода в Ядрушкином логу. Алекс нервничает, но ничего сделать не может, большинство группы новички, и им просто страшно ехать по такой тропе. Серега пытается ехать, я тоже где могу - еду, где не могу - не еду.
Наконец, доехали до Ядрушкиного лога, там есть родник, где мы набрали воды.
Едем дальше. Справа Катунская горловина, пороги 6й категории сложности. Слабонервным лучше не смотреть. С нашей точки запечатлеть всю масштабность увиденного не получается.
Начинает темнеть, мы все еще в пути. Проехали Березовый пал, ушли в леса. Нам нужно добраться до р. Казнахта и встать там на ночевку. Там дрова и вода. Практически на ощупь едем по темному лесу и вываливаемся к реке. Уставшие, под впечатлением. Каменные бабы кажутся прошлой жизнью. А нам с Серегой еще и дежурить сегодня. Сварили рис с сайрой и завалились спать, убаюкиваемые шумом реки. Достаточно громким, надо сказать.
Завтра у нас дневка на священное озеро духов Кулаш.

Пройдено 36 км.

День 4, 19 августа

По плану – дневка, подъем на знаковое для алтайцев место – священное Озеро Духов Кулаш. С него открывается панорама на Катунский хребет и г. Белуха
Пройдено – ходили куда-то, я не пошла. День батона.

Встали очень поздно, в 9. Оказалось, что на озеро мы уже не идем. Алекс, глядя на нас, понял, что мы там поубиваемся все, да и идти уже от Казнахты далековато получалось. Из-за перекоса графика озеро осталось без нас, к сожалению. Я считаю, что оно нас просто не пустило. Есть такие места, которые не пускают к себе некоторых людей. Алекс на эту тему тоже историю рассказал. Ну что ж, дневка так дневка.

Алекс повел желающих на горку, с которой они посмотрели на продолжение тропы нашей. А я-то думала, что она закончилась.

Пока народ гулял, я помылась в речке, постирала вещи, нифига не сохнет – вот вам и высокие технологии. Связи тут нет никакой, хотя Мегафона на Горном Алтае практически нигде нет, так что мне можно расслабиться. Настя спит, Макс тусит у костра. Он сегодня последний день с нами.

Около часа дня на другом берегу появились братья по разуму – 3 байкера- туриста. Макс перебрался к ним, поболтал и удалился бродить. Проснулась Настя и ушла мыться. Я сижу поддерживаю костер. Наши обещали в 2 вернуться, хочу поставить воду для обеда. Вода закипела как раз к их возвращению, правда, обед был нескоро.

Серега показал фотки тропы, куда мы завтра поедем. Или пойдем, потому что тропа выглядела так же как та, что была вчера. :) Ничего особенного они там не увидели, так что я не пожалела, что не пошла. Днем стало очень жарко, обедали на берегу Казнахты, там было свежо и хорошо.
После обеда, несмотря на сопротивление Сереги, желавшего обратиться в батон, мы пошли гулять по окрестностям и фотаться. Хотя скоро я пожалела, Серега подолгу вымучивал каждый кадр.
Мы перебрались на другой берег и полезли в гору, там пофотались, пока у Сереги не закончилась флешка. Больше флешек у него не было. Тут-то нам и пригодится ноутбук Олега.
В лагере был час ремонта. Все возились с великами. Сережа поставил Насте на ее Джульетту свою Кенду, чтобы Насте проще ехалось по гравийке. Себе же он поставил более легкую резину и радовался несколько минут, что его велик полегчал, пока до него не дошло, что более тяжелая окажется в рюкзаке вместо той легкой. Более того, Настина резина на жестком корде, и Сереже предстояло как-то разместить ее на своем рюкзаке.
У Алекса выявились проблемы с задним тормозом, колодки зажимали колесо. Я помогла справиться с проблемой, потому что когда-то у меня были такие же тормоза. Интересно, если Алекс так носится с зажатым колесом, то теперь за ним вообще будет не угнаться. :)

Мы с Серегой заморачиваться не стали и вместо часа ремонта устроили час батона. Байкеры с другого берега перебрались на наш, сунулись было на тропу и вернулись обратно, поняв, что до темноты они ее не пройдут. Они встали неподалеку от нас. Макс покинул нас, ему через 2 дня надо вести группу туристов.

На ужин был рисовый молочный суп, а так же бутеры с паштетом и сыром. Косте надоело возить 4,5килограмовый брус сыра, и он потихоньку от него избавлялся. :)

День 5. 20 августа

По плану – Казнахта-Инегень-р. Чуя (20 км грунтовки и 86 км асфальт)
Пройдено – Казнахна-Инегень-Иня и 20 км асфальта из 86

Встали рано. Сегодня надо переправляться через Казнахту и двигаться дальше по Теректинскому хребту. Погода пока радует. Я дважды переходила реку, холодно, ноги сводит, течение сносит, но по псевдо-мостику с велом и вещами гораздо страшнее. Выезд назначили на 9, в 10 начали переправу. Алекс доволен, значит, все по плану.
Проехали 100 м и опять пешком. :) Идти еще тяжелее, потому что под ногами сыпуха, все разъезжается в разные стороны – и велик, и ноги. Около километра перлись вверх и вышли на плато.

Снова с нами Катунь. Сверху видно, как в нее впадает Казнахта. Все побросали коней и побежали смотреть с обрыва на Катунь.
Дальше крутой спуск по камням, мы уходим не туда, потеряли своих, перекликиваемся, слышим свист внизу. То идем, то едем.
Опять плато, недолгий разгон и снова дорога по камням. Слева скалы, на скалах многочисленные надписи тех, кто уже прошел этим маршрутом. К счастью, не нашла надписей нашей красноярской группы, побывавшей там год назад. Я считаю, что не стоит портить скалы подобным.

Дошли до очередного слияния рек – на этот раз в Катунь вливался Аргут, такой же серо-белый как Аккем. На Аргуте тренируются сплавщики. Они как раз сидели на том берегу. Мы тоже посидели. :)
Прошли мы всего 5 км до места слияния Аргута и Катуни. Тропа все еще каменистая. Когда-то там ездили 3хтонные машины, не верится даже. Видимо, они и раздолбали совсем эту дорогу, построенную еще в 40х годах. Строителей кстати расстреляли почему-то. Волоча тяжеленный вел, Костя сказал: "Я бы этих строителей второй раз расстрелял" :)
Каменистая тропа закончилась, и мы снова на плато. Очередное фото на камушке.
Легкий перекус. Бирюзовая вода манит, и Серега не долго думая скидывает с себя все и ныряет в Катунь, шокируя публику.
После плато очередной конский подъем. Опять волочем велики, ехать до конца невозможно, грунт сыпется из под колес, да и угол такой, что есть риск завалиться на спину с таким грузом. Велик Олега закатывают уже втроем. :)

Алекс сообщает радостную новость – первая, горная, часть маршрута окончена, мы больше не будем лазить как горные козлы, а будем идти. Интересно, когда же мы уже будем ехать? :)
И вот награда за труды – Инегеньская степь. Несколько километров спуска по грунтовке. Кайф. Никто даже не догадывался, что это еще не конец.

Мы приближались к Инегеню – деревне, которую надо было проехать быстро и не останавливаясь, потому что местные любят стрелять из превматики в проезжающих мимо туристов. Инегень находится в настолько живописнейшем месте, что мозг уже не воспринимает всей этой красоты. Но из-за того что деревню надо было проезжать быстро, никто ее путем не сфотал.
А деревня оказалась как мертвая, никого не видать. Все на покосе.

После Инегеня началась так называемая Дорога смерти, по которой местные боятся трезвыми ездить. Дорога, над обрывом, по которой 2 машины не разъедутся. Довольно крутенький такой серпантинчик и очень затяжной, я проехала его весь на 1:1. Опять перекидывала цепь вручную, как же меня задолбал этот переклюк. С несколькими остановками, но я проехала весь подъем, большинство пешком.
После подъема пошел спуск по все такой же дороге. Мы уверенно двигались к трассе М-52, деревне Иня, где по обещаниям Алекса было много вкусного, кафе на трассе с вкусным обедом, магазин. Цивилизации мы не видели 3 дня. Померещилось, что пойдет дождь, все зачехлились. Но дождя упало 3 капли.

Мы снова вышли на плато и увидели трассу. Она была так близко. Неужели мы увидим асфальт?

Грунтовка змейкой уходила в трассу, и минут через 10 мы будем уже там. Я ошибалась, доползли мы до нее через полчаса. Я совсем забыла про Катунь, которую было не видно, а ведь ее надо было пересечь. :) Чем ближе мы подъезжали к трассе, тем круче становился спуск, и, наконец, появился подвесной мост. За мостом виднелся не менее крутой подъем. Время 5-6 вечера, мы еще не обедали. Подъем не дается, сыпуха и рытвины. Ехать гораздо легче, чем волочить груженный вел, но заезжать не получается.
И вот наконец мы на трассе! Правда, как еще проехать 86 км по плану, непонятно…

Поехали в Иню, но по асфальту нифига не едется, он отвратительный, еще и ветер в лицо. Кафе в Ине не оказалось. Народ нахватал всякой фигни, без смысла, лишь бы купить. :) Алекс пообещал кафе через 8 км. Я купила себе баночку колы и чипсы порадовать себя после трудного дня. Из Ини мы поехали в обратную сторону искать другое кафе. Ветер стал более менее попутным. По пути встретили каменные стелы в человеческий и более рост.
И снова спуски, подъемы, спуски, подъемы. Едем по Чуйскому тракту вдоль реки Чуя. Настя не едет вообще. Она устала, еще и на кенде грязевой. Я тоже устала, не едется по асфальту, скучно без камней :) Кстати, забыла рассказать об особенностях движения в группе. Еще в первый день Алекс в первые 10 км посмотрел на нас и составил свой порядок движения участников, по которому за ним ехали самые слабые, более сильные замыкали. Нарушать порядок нельзя. Выехав на трассу, о порядке снова вспомнили. Так и поехали. Кафе оказалось закрыто, следующее через 15 км. По Насте видно, что их она не проедет, но она мужественно кивает на известие о том, что надо еще проехать. Время 7 вечера, встать нам негде, дров нет.

Проехали 10 км и заметили приличную стоянку под дорогой с дровами. Алекс подумал и скомандовал спускаться. Сил ехать уже нет, фиг с ним с этим кафе. Очень тепло, кстати. Мы с Настей помылись под покровом ночи в Чуе.

На ужин нас атаковали бабочки шелкопряда, мерзкие отвратительные создания. Они тучами валились в костер, в тарелки, кружки, ведра с едой и компотом, это было ужасно. Мы с Серегой не выдержали и ушли спать.

В тамбуре в Серегином котелке охлаждалась в чуйской воде баночка колы. Мы ее выпили, слопали чипсы. У костра то и дело раздавались вскрики, очередная бабочка упала кому-то в кружку. :) Народ обсуждал наше путешествие, задержки, кто как едет. Я услышала, как Саша сказал: "Ну вот Олеся и Серега, они же спортсмены". Да уж, спортсмен из меня тот еще. :)