[info]viktor_io

Previous Entry Add to Memories Share this! Next Entry
Алтай, август 2009
[info]viktor_io
Еще не успев понять, что попал в армию, начал планировать куда бы съездить после дембеля. Сначала на примете был Эльбрус, но потом соратником по мероприятию Димой Пожарским был предложен, и сразу одобрен другой вариант. Алтай. Помог нам в этом сайт http://pohodnik.info/. Маршрут выбрали заранее - "Кучерла-Аккем". Это во многом определялось тем, что побываем в окрестностях Белухи (4506м). Географы должны были ее увидеть.
Сбор группы в Барнауле был намечен на 11 августа. Я выехал из Беларуси еще в конце июля, заехал к родственникам на Урал и 10 августа ранним утром подсел в Екатеринбурге на поезд Брест - Новосибирск к своим однокурсникам. Итак, нас четверо, все собраны и уже почти на старте. Из Новосибирска до Барнаула добрались на поезде. На вокзале были встречены командой "походника" и доставлены к месту сбора участников. На улицах Барнаула самым необычным показалось доминирование автотранспорта с правым рулем. Выезд нашего микроавтобуса в Тюнгур (откуда начиналась пешая часть похода) планировался вечером, то есть оставшуюся чать дня можно было посвятить прогулке по городу и посещению баньки :-), а заодно познакомиться с группой. Народ подобрался, как окажется в последствии, на удивление душевный. Путешествие прошло на сплошном позитиве, с юмором, с гитарой у костра, с попытками словить хариуса, с посещением "жемчужины Алтая", с "лыжней России" и даже с открытием модного бутика. Но обо все по порядку. Состав нашей группы: 4 белоруса, 4 человека из Уфы, 2 - Нижний Новгород, по 1 из Питера и Новокузнецка.
Вечер. Назначаем "завхоза", планируем расход продуктов, продумываем график дежурств у костра, готовимся. Упаковав двухнедельный запас нехилую горку продуктов, закупленных на месте "походниками", в рюкзаки, располагаемся в микроавтобусе. Наши рюкзачки складываются в прицеп. Впереди часов 14 езды. Поехали... Водитель попался "третьи сутки в пути" и пару раз имели реальную возможность съехать с дороги, с горной дороги... но все обошлось. По пути в Усть-Коксе подбираем нашего проводника - сурового Вадима, все в сборе.
Тюнгур, село на берегу р. Катунь, которая сливаясь с Бией образуют Обь - одну из главных рек Сибири. Первое впечатление - где БОЛЬШИЕ горы с ледниками? Пейзаж вокруг уровня Карпат, беспокоюсь. Главной достопримечательностью Тюнгура смело называем подвесной автомобильный мост (прям Сан-Франциско):

Вот это место и должно было по идее стать отправной точкой маршрута, но наш проводник нанял местного и мы добрались до урочища Елань на ГАЗ-66, который там же и сломался.
Спешиваемся, перекусываем, настраиваемся. Еще не прошли и 100м с рюкзаками, а Дима уже поедает походные хлебцы с паштетом как самое заветное лакомство:

Выдвигаемся. Путь к Кучерлинскому озеру лежит вдоль реки Кучерла. Идем по берегу по неплохо натоптанной тропинке. Суровый Вадим рванул вперед, видать был уверен что мы все лето только и делали что тренировались быстро ходить с 30 кг на спине. Но мужики из Уфы тренировали иные навыки и вскоре инструктор поймет что не все так просто с этой группой. Беспокойство мое по поводу якобы небольших гор проходит когда впереди замечаю первые вершины со снежными шапками, все нормально)). С хрустящими от груза рюкзаками добираемся до заветной первой ночевки у Скифского стана (если я все правильно помню). Все быстренько разбили палатки, а вот у нас вышла заминочка. Дело в том, что наша 3-местная палатка была взята у однокурсницы, проверена на целостность и комплектность, но не устанавливалась. Она имела некоторые конструктивные особенности с которыми мы ранее не сталкивались. Замешкались мы короче говоря. "Шел второй день установки палатки..." - с издевкой говорил Николя из Уфы, глядя на наши потуги. В итоге мы все же ее победили и в дальнейшем проблем не возникало. Фотографируем, разумеется, все вокруг:

Посидев у костра укладываемся спать. Что-то Николя не нашел места в палатках и заснул рядом с одной из них. Ночью он замерз, по каким-то причинам погреться вышел из палатки и проводник. Дальше было много спирта пазетива, много настолько, что следующий день всегда разговорчивый Николя провел почти молча и в обнимку с алтайскими лиственницами. Проводник же понял что на этот раз с ним идут не студенты).
Утром выдвигаемся дальше:

и к обеду достигаем устья р. Текелюшка, где делаем привал. Нам нелегко:

К концу дня мы должны были добраться до Кучерлинского озера, но сил не хватило)). К тому же погодка начала портиться на глазах. Решаем разбить лагерь до дождя. В отличие от первой ночевки, когда наш инструктор поставил палатку при хорошей погоде, суровый Вадим лег на палатку, накрывшись куском целофана при начинавшемся дожде и холодном ветре. Не давал забыть себя пазетив. У костра почти не сидели, шел мелкий дождь, из-за густой облачности стемнело рано - народ быстренько разбежался по палаткам. Стали опасаться как бы весь поход не пришлось мокнуть. Я не сразу пошел спать - в голову что-то настойчиво лезли разные жанровые фотоидеи - уж больно было место и погода соответствующими...
Выглянув утром на улицу над собой увидели лишь туман, но дождя не было. Готовим завтрак:

В какой-то момент в просвете облаков видим небо - голубое. Нам везет, погода будет хорошей. Открывается отличный вид на противоположный берег Кучерлы:

Идем дальше к Кучерлинскому озеру. По дороге разделяемся - суровый Вадим с еще одним человеком, оторвавшись от всех уходят выше по склону, остальные же по берегу реки выходят к озеру. Ждем всех, любуемся видами. На солнце жарко - можно и позагорать, если спрятаться от холодного ветра.
Нижнее Кучерлинское озеро:

Собираемся вместе, наконец. Пройдя еще совсем немного выходим к самому Кучерлинскому озеру, располагаемся на ночлег. Пообедав начинаем осмотр окрестностей. С Игорем хотели взобраться по склону к вершине хребта и, возможно, увидеть за ним Белуху, но, несмотря на быстрый подъем, малость не успели. Не добравшись до вершины вернулись к темноте в лагерь. На фото наша стоянка где-то у протоки, ближе к малому озеру:

Пока мы бегали по склону наш лагерь перенес "нашествие татаро-монгол" - какая-то большая группа на лошадях расположилась на ночлег в непосредственной близости. Неприятно. Как и непонятно мне зачем идти в конные походы. Это не мое. Не представляю как доверять себя на крутых склонах лошади, вокруг которой, к тому же, постоянно роятся различные мошки да еще и запах специфический. Вечером с Димой пофоткали со штатива озерцо и что-то не получили ценных кадров. Зато Николя добрался до хариуса, мы предвкушали уху ;-). На следующий день предстояло пройти вдоль Кучерлинского в направлении озера Дарашколь, что в переводе с алтайского значит "красивое озеро". И это на самом деле так. Оставив часть провизии на территории турбазы (так как предстояло сюда вернуться) облегченные уходим вдоль озера. На этот раз заночевали не дойдя пару км до водопада Иолдоайры. "Это пиздец", повторяли многие глядя на возвышавшуюся рядом безымянную вершину 3519м. Она действительно выглядела крайне живописно нависая над разливом реки. Вечером нас испугал все более суровый Вадим - он не просто разложил палатку, а еще и накрыл ее куском клеенки. Значит ночь будет по-настоящему суровой решили мы и не ошиблись. Наутро палатки были покрыты плотным инеем - самая холодная ночевка, я даже застудил плечо. До Дарашколя оставалось немного - брод и достаточно приличный подъем.
Вода на Алтае ледниковая и очень холодная, привыкнуть просто невозможно. Закасываем одежду и вперед (на фоне та самая 3519м):

Преодолев водную преграду начинаем подъем, открывается потрясный вид:

Еще пройдя немного видим позади полностью заснеженную вершину, тогда еще не знаем что это и есть Белуха - высшая точка Алтая:

А вокруг виды, глаз не отвести:

Но вот и подходим к месту ночевки, которое выбираем чуть левее вооон того водопада:

Сам водопад:

От красоты пейзажей в этих местах просто не знали куда деться))). Решили было взобраться повыше по склону для обозрения окрестностей, но вдруг испортившаяся погода не позволила. Остаток дня провели на месте, приняв ванны с относительно теплой водой, нагревшейся от камней. Она была прохладной, но показалась очень даже приятной водицей в сравнении с проточной ледниковой. Хотя некоторые умудрились поплавать и в холодной.
Назавтра была радиалка к самому Дарашколю. Тут просто фотографии, так как слов не нахожу:
Озеро имеет вот такой вид:

К нему от стоянки мы пришли вдоль р. Иолдоайры:

Ноу комментс:

Вид с озера в сторону Белухи:

И вот еще одно фото:

С Димой продолжили фотить Дарашколь, а все остальные пошли выше к истокам Иолдоайры в поисках какого-то красивого озера, которое было впоследствии наречено нами "Жемчужиной Алтая". Мы не ошиблись оставшись там. Кроме того, что получили немало красивых кадров, так еще и не промокли. Погода резко начала портиться, втроем с Олей из НН возвращаемся в лагерь и ждем остальных. Они вернулись промокшие и испуганные, так как пришлось пережить немало наверно даже страшных минут в грозу на мокром куруме, пробираясь по нему к лагерю. А курум в тех местах "крупногабаритный", можно запросто ввалиться в какую-нибудь щель...Да и гроза в горах вещь страшная.

Вид после дождя:

Но все обошлось, вечер провели под навесом у костра играя уже не помню в какую игру)). На следующий день, 18 августа, предстояло вернуться к Кучерлинскому озеру.
Это день моего рождения. Почему-то это был еще и единственный день за весь поход, когда я не сделал ни одного кадра. В тот день мне исполнилось 24 года. Вообще, последние лет 15 я очень редко бывал дома на день рождения, в лучшем случае раз в 4-5 лет. По этому случаю был сделан торт из сухарей, печенья, сгущенки и имевшихся сухофруктов, замешано дело было в жестяном ведре. Это был самый необычный торт. Майе отдельное спасибо! А еще запомнились звездное небо того вечера, такого количества звезд не встретишь вблизи крупных городов. Глядя на алтайское небо легко понять тех, кто назвал Млечный путь Млечным...
Наутро забираем оставленные когда-то припасы, узнаем что хариуса надо ловить совсем не на то, на что мы ловили и собираемся к переходу в верховья р. Текелюшка, к "Кедровым стоянкам". Узнаем что цена обычного яблочка на Кучерлинском берегу 250 рос. руб. - вертолетная доставка, похоже. На прощание фото озера:

И еще одно, идеальное зеркало:

При подъеме к "Кедровым" натыкаемся на место где была сотовая связь - звоним дружно домой, обедаем, а заодно запечатлеваем себя на фоне долины Кучерлы (все кроме меня здесь, я снимаю):

Как ни пугали нас холодными ночевками на "кедровых" - ничего не оправдалось. Ночевка выдалась самая теплая и безветренная. Тот закат просто не забыть... Хотелось просто наслаждаться мгновениями. Тогда я наиболее явно понял что это то, ради чего я приехал.

Утром выходим на Каратюрек - перевал по которому из долины р. Кучерлы пройдем в долину р. Аккем. Здесь к нам присоединился еще один человек из Новосиба. Теперь побольше фоток участников - завхоз Майя и наш проводник суровый Вадим перед восхождением на перевал:

А вот это уже я сам ближе к вершине, погода начинает портиться:

Взяв перевал останавливаемся и "отмечаем" это дело элитным пазетивам на травах. Вид вокруг такой, что уже даже матом никто не ругается. Видим Белуху во всей ее мощи, пусть даже вершину она и скрыла. Тут даже наш предводитель примерил свои очки:

Общий вид:

Ира:

Женя из Новокузнецка:

Еще раз Майя:

Сергей, он же Гуня:

Дима:

На фоне Белухи фотографировались все. Потом был спуск с перевала, мне он дался тяжко - сказалась давняя травма колена. Уже внизу начался дождь. Хотелось поскорее поставить палатки и отдохнуть в сухости. Но еще пришлось изрядно полазить под дождем по склонам в поисках дровишек. А потом была аккемская баня - мечта всех путешествующих в тех краях, как заново родились. Вечером я не стал особо засиживаться у костра и довольно рано пошел спать. А дождь так и моросил.
На следующий день была радиалка к Аккемской часовне, возведенной в память о погибших здесь белорусских туристах. Находится у подножия Аккемского ледника. Место необычное, каждый здесь может найти что-то свое...

Аккемское озеро, в отличие от Кучерлинского, имеет матовый светло-серый цвет. Но особенно запомнились ручьи в него впадающие со склонов - с идеально чистой и холодной водой. Такой воды я нигде не видел. К слову, хоть мы и пили ледяную воду, горло вроде ни у кого не заболело, по крайней мере я этого не помню.

Когда прилично стемнело сходил к водопаду. С утра, когда у его вершины висел туман, казалось что он падает с неба. К сожалению к вечеру этого эффекта уже не было, но все-равно вид что надо:

А на следующее утро нам с Димой все же удалось встать пораньше на рассвете и пойти поснимать. Белуха и в этот раз не показала вершины, но облачности заметно поубавилось.

А вот вид типично русский пейзаж - покосившийся сарайчик аккуратненько "поддерживается":

Дальше решили сходить в долину семи озер Ак-Оюк, по пути видели взрыв облаков:

За какой-то час попали из лета в зиму - пошел снег:

На обратном пути заснял еще один горный ручей:

На этом и заканчивается основная часть похода. После обеда сворачиваем лагерь и уходим вниз по Аккему. А Белуха почти полностью открылась, лишь небольшие облака прятали ее вершины. Появилась брусника, которая нас серьезно отвлекала от ходьбы)). Заночевали прямо на берегу реки, было шумно и не особо комфортно поэтому. На следующий день была "лыжня России" - представляете лыжню? Так вот было примерно тоже самое только из грязи. Особо нравились встречные туристы,для которых поход только начинался, шедшие иногда в красочных, а то и чисто белых костюмах. Один раз оступился - весь грязный. А там было очень скользко. После обеда мы растянулись. В тот момент я не понимал почему ушедшие вперед не ждут остальных. Причина вскрылась после того, как я вышел к стоянке "Три березы" - наша братва уже сидела у ларька и попивала пивко. "Почему не ждали как обычно?" спрашиваю. "Замерзли" - был ответ. Расстроившись отсутствием водочки, затарились крепким спиртосодержащим пивом "Томич", которое для настоящих мужчин, как гласила этикетка. Один известный блогер про такое сказал (тоже на Алтае, кстати): ""Тут начинают продавать чудовищную отраву для вурдалаков под видом пива с названием "Томич" «Андреич». Пока выливал полтора литра этих помоев из бутылки, тяжело было даже стоять рядом." Но выливать для нас было не вариантом. Поэтому повеселились на славу, так как в тот вечер я редко смеялся. Алтайские гопнички фоткаются:

Потом были песни под гитару, которую Илья не зря нес с собой, хоть и это было неудобно:

Дальше был открыт бутик "Виттио" (одежда и обувь из кирзы) в который уже с ночи начали ломиться первые покупатели. Один из них еще до открытия демонстративно сжег свою обувь.

Пришли даже шахтеры:

Суровый Вадим наутро был обнаружен у еще теплого костра, говорят даже, что он в нем спал)). Так как не удалось вызвать авто, остаток пути к Тюнгуру проходим пешком. Изголодавшись за две недели по продуктам цивилизации все ломимся в магазин - как ни странно очень захотелось какой-нибудь гадости. Я выбрал кока-колу, многим нужен был сникерс... Потом были пельмени, гитара, умеренный пазетив, ритуальное сожжение берцев. "Берцы "виттио" - проверено Алтаем". Во второй половине дня за нами приехала "газель". Конечно же была поломка - водила долго что-то чинил, но все прошло благополучно и мы отправились в Барнаул. В Усть-Коксе наш предводитель выходил, он тут живет. У него был план попасть в баню, но на него у Николя были совсем другие планы. После посещения придорожного бара планы сурового Вадима окончательно рухнули, как рухнул и Николя, едва забравшись в авто.
На последнем перевале остановились и символически распили бутылочку шампанского:

За ночь, с шутками и остановками приехали в Барнаул. там посетили баньку и на автобусе рванули в Новосибирск. Наш поезд был через два дня, но удалось у добрых людей найти денег на билеты в этот же день, а наши сдать. Проводив добрых людей на поезд с уфимскими тетеревами (как стали себя называть) идем в бар блинную то есть. Николя поделился впечатлениями о походе:

Они уезжали следующими. На прощание, расположившись прямо на перроне, спели парочку любимых песен:
"Переведи меня через Майдан"

Через пару часов и мы уже были в поезде, а через пару суток и дома.
Спасибо всем участникам, надеюсь еще увидимся в походе. На конец этого лета у многих уже есть планы - место встречи изменить нельзя.

Вот еще песня "Шипучее вино":

Я люблю, мне это нравится! (с)

Супер рассказ!
Заностальгировался прям)
Давай, дальше бомби! ;)

Буду потихоньку редактировать, добавляя какие-то мысли, фото и даже видео).

Будто сам там побывал. Классно

я сам пока писал заново все пережил))

Я просто галз оторвать не могу от этих пейзажей!!! Круто! И рассказ интересный:)

Слов нет - одни эмоции... И песни все родные, знакомые со студенчества :)

мне они стали родными после этого похода. Спето было куда больше, да что-то видео никто не снимал...

прекрасные места, песни, люди, воспоминания!
спасибо!
слушая последнюю песню второй раз, заметила, что подпеваю...

Даже не хочу выделать какую-то фотографию, прелестные работы,а самое главное чувствуется настроение. Хотя конечно это ещё и обусловлено захватывающим рассказом и видео). В общем отличный пост, большая работа!!!

Спасибо, на днях обновлю все это дело новыми фотками и комментариями.

Оу) Будет интересно посмотреть! Добавляю в друзья!