Пишет Ермолицкий Александр ([info]aermolitsky)
@ 2010-09-23 23:50:00

Предыдущая запись  В избранное!  Share this!   Следующая запись
Метки данной записи: a850, sony 50/1.4, Алтай, дневник, отчет

Походный дневник – Алтай 9.2010
Всем привет! Прошу прощения за длительное отсутствие в эфире, я только во вторник вернулся из похода на озёра Шавлинское и Мажой на Алтае. Общее впечатление от похода очень хорошее. Нам очень повезло с погодой, дождей и снега практически не было, почти каждую ночь можно было любоваться звёздами. Сам поход был очень простой (технически), хотя все переходы довольно длинные, в среднем проходили по 15 км в день. В этом году лето и осень на Алтае припозднились – лето началось в августе, а осень лишь в конце сентября. Так что золотую осень мы практически не застали, во всяком случае, в прошлом году “золота” было значительно больше. Фотографий привёз мало, а хороших – совсем мало. Сейчас свободного времени у меня почти нет, так что отснятый материал покажу не скоро.

озеро Нижнее Шавлинское на закате:

Sony A850 + Sony 50/1.4 + polarizer + GNDx4 soft edge (iso160 f/11 1/8s, 1/4s), панорама из двух горизонтальных кадров

Далее идет походный дневник, который я вел во время пешего похода на Шавлинские озёра в Алтае (8-19.9.2010). Все имена и события изменены. Любое совпадение с реальностью случайно. Текст не художественный, если что.

0 день (8.9.2010)
Выехали из Барнаула в 8:30. Водитель был молодой и горячий, вёл газельку лихо, так что иногда было страшно. Приехали в посёлок Чибит в 19:15. Стали лагерем недалеко от посёлка, нарушив тем самым одно из важнейших походных правил, но Вадим, наш инструктор, сказал, что знает волшебные слова для разговора с местными. Местный житель принёс Вадиму забытый каким-то туристом GPS-приёмник.

Вечером у костра мы знакомились за кружкой согревающего напитка. Вадим вместе с попутчицей нашего водителя пытались напугать неопытных туристов (коих в нашей команде было четверо) байками про чёрного альпиниста, бабку-Агапку и рыжеволосых призраков.

Как и в Барнауле, у нас весь день была ясная погода, днём было довольно жарко. Ночью на удивление было тепло, где-то +10…+15. Новолуние и ясное небо позволили снимать звёзды, чем я и занимался до 11:20, хотя в окрестности лагеря интересных сюжетов для этого не было. Во время съёмки погнул ножку штатива, нечаянно наступив на неё ногой в темноте. Неплохо для начала похода :( Так и ходил с полувысунутой секцией штатива до конца похода.

1 день (9.9.2010)
Встал на рассвете в 6:30. Разбудил дежурных и пошёл искать сюжеты для съёмки, но ничего толкового не нашёл. Вышли со стоянки в 10:15. Первую часть пути до моста через реку Чуя проехали на машине. Мост, по которому мы переходили реку, представлял собой тросы, на которые были накиданы арматура, бревна и доски. Некоторые доски даже были прибиты, но в целом мост представлял собой весьма ветхую конструкцию. Пришли на стоянку на верхнем Орое в 15:30. Прошли 5км, набрали 700м высоты. Погода была просто чудесной, переменная облачность, очень тепло. По дороге было дежавю – потерял очки (ровно год назад я на Алтая потерял такие же). К счастью, в этот раз смог вернуться и найти их.

Природа около стоянки была прекрасна: долина реки, заросшая покрасневшим и пожелтевшим кустарником, а по бокам склоны с ещё зелёными лиственницами и редкими кедрами.

Мы очень долго сидели у костра: травили байки, рассказывали анекдоты, читали про особенности алтайской культуры, слушали по мини-центру горловое пение. Я лично терпеть не могу музыку в походе, кроме живого исполнения; в походе хочется тишины и покоя. По матрёшкам разошлись только в 11:30. Небо к этому времени совсем разъяснилось и раззвездилось, стало довольно холодно, но мороза не было.

2 день (10.9.2010)
Проснулся в 7:00 и хотел было приступить к обязанностям дежурного, но дядя Андрей, мой напарник, встал на 10 минут раньше и уже всё сделал. Было обидно. Пришлось идти за дровами, чтобы не чувствовать себя совсем лодырем. Утро было совсем ясным. Ночью был сухой мороз – ни росы, ни инея, только сосульки на кустах у берега речки.

Вышли со стоянки в 10:25. Шли довольно бодро, но много отдыхали и фотографировали. Погода радовала – солнце периодически выглядывало из-за пелены облаков, ни жарко, ни холодно, немного ветрено. Кустарник на склонах почти везде переоделся в красочный осенний наряд. Пришли на стоянку на реке Шабага в 18:10, пройдя 14 км.

Вечером был красивый закат, который мне снять не удалось – стоянка в густом лесу, а сходить к обзорной точке (10 мин ходьбы) я не догадался. Вечером мы опять у костра делились впечатлениями от прошедшего дня. Я пошёл спать раньше остальных, в 22:00.

3 день (11.9.2010)
Встал в 5:30 и пошёл вверх по реке искать точку для встречи рассвета. Нашёл относительно свободный от деревьев склон и там наслаждался видом облаков, подсвеченных красными лучами восходящего солнца. Утренний свет красиво отражался в воде убегающей вниз реки. Придя в лагерь, насобирал жимолости, перетер с сахаром и схомячил, почти ни с кем не поделившись.

Вышли со стоянки в 10:55. Перед выходом Вадим поднял боевой дух команды дыхательным упражнением У-А и кричалкой:
Смелого пуля боится,
О смелого гнётся штык.
Через час после выхода сделали специальный ягодный привал, чтобы покушать брусники, росшей в огромных количествах около тропы. Примерно в середине пути погода начала капризничать, небо совсем затянуло, солнышко появлялось всё реже и реже, время от времени моросил дождик. Пришли на стоянку у Нижнего Шавлинского озера в 17:05, пройдя 15 км. На стоянке было очень много идолов. С этой стоянки открывается классический вид на озеро и горы. К 20:00 пошёл полноценный дождик. Мы поужинали и разошлись по матрёшкам.

4 день (12.9.2010)
Проснулся в полночь, горло сильно болело, несмотря на вечерние процедуры (оно болело с самого начала похода), меня знобило. Согрел воду во фляге, положив в спальник, и выпил шипучку, стало легче. Ночью было ясно и звёздно.

Хотел встать в 5:20, но проспал. Проснулся на рассвете в 6:30, выглянул из палатки – туман. Снимал туманный пейзаж часа два. Туман то рассеивался, то снова затягивал горы. Пару раз солнышку удавалось вырваться из туманного плена.

Оставшуюся часть дня погода не очень баловала – низкая облачность, ветер, моросящий дождик и мелкий снег. В середине дня я и ещё 4 человека пошли в небольшую радиалку к каменному городу (примерно 1.5 км от лагеря). Город представляет собой множество куч камней, ограждённых куском каменной стены. Охраняет город деревянная статуя женщины, у которой мы просили разрешение на вход, оставляя ей в благодарность конфеты. Мне было сложно улавливать энергетические потоки в этом "месте силы" под порывами ветра и моросящим дождём, поэтому я просто искал точки для съёмки. Вернулся в лагерь немного позже остальных.

До 18:00 помогал дежурным вскипятить воду для чая. Более трёх часов вода не хотела закипать, а сырые дрова не хотели гореть. Вечером низкие тучи начали рассеиваться, так что я, не дождавшись чая, выпил полугорячий кофе и побежал снимать закат. Закат был великолепен. Лёг спать в 21:00.

5 день (13.9.2010)
Проснулся в 5:00 и пошёл вместе с дядей Андреем снимать рассвет. Шли с фонариками, т.к. было совсем темно. Горы были затянуты низкими облаками, дул ветер, шёл небольшой снег, температура была где-то около 0 °C (субъективно). Я остался в каменном городе, а Андрей пошёл дальше на Верхнее Шавлинское озеро (у меня не было желания идти в темноте по незнакомой тропе). Конфеты, оставленные нами вчера у стража каменного города, исчезли. На озере мы были одни, так что мысль о том, что страж скушал конфеты, немного испугала меня. Рассвета не было, просто постепенно стало светло. Я вернулся в лагерь, не сделав ни одного кадра. С трудом открыл заледеневшую молнию палатки и завалился спать в 8:00.

Проснулся к завтраку в 10:00. Вода для чая как обычно так и не закипела, пришлось снова пить полугорячий кофе. Облака к этому времени почти полностью рассеялись и солнышко решительно ворвалось в наш лагерь. Но всё равно было очень холодно из-за ветра. За утренним разговором оказалось, что не всем понравилось мое шуршание пакетами в 5 утра (я всю одежду храню в раздельных пакетах). За это я получил прозвище "пакетный шуршунчик".

В 12:00 ребята пошли в радиалку на Верхнее Шавлинское озеро. Я же остался в лагере, поскольку чувствовал себя неважно. Мне удалось вскипятить воду для чая всего за час! Напившись вдоволь чая, пошёл набираться сил посредством сна.

Встал в 16:30, в лагере никого не было. Я начал беспокоиться за дядю Андрея, он с 5 часов не появлялся в лагере. Пока я собирал дрова, Андрей вернулся, а вскоре пришли и остальные. Вечером на озеро пришла ещё одна группа туристов (4 человека), остановившаяся недалеко от каменного города. Так что теперь мы были не одни на озере.

Закат был весьма скромным. К ночи ветер совсем стих, и вода озера стала зеркальной и отражала звёздное небо. Лёг спать в 21:30. Встал в 22:30 и пошёл снимать звёзды. Небо было затянуто тонкой пеленой, так что звёздный пейзаж не удался. Несколько раз за ночь был слышен камнепад на другой стороне озера. Немного жутковато, т.к. в полной темноте не видно что и куда падает.

6 день (14.9.2010)
Проснулся в 5:45 и отправился снимать рассвет. Небо по-прежнему было затянуто дымкой, так что солнышко выглянуло довольно поздно и лишь приглушенными красками раскрасило дымку. Замороженные за ночь дрова горели очень плохо, на закипание двух ведерок воды ушла солидная куча.

Покинули лагерь в 11:05. По началу рюкзак казался очень легким, но это ложное чувство быстро прошло, всё-таки два ведра, которые я нёс, давали о себе знать. Днём была переменная облачность, прохладно, но под рюкзаком всё равно было жарко. Дошли до стоянки на Шабаге в 17:00, пройдя 15 км.

Я решил пожертвовать горячим ужином и незадолго до его приготовления убежал снимать закат. Из долины реки Шабага, где стоял наш лагерь, закат не виден, поэтому нужно было идти на смотровую точку (400 м от лагеря и приличный набор высоты). Успел словить последний свет. На ужин у меня были восхитительные макароны с сыром… совершенно холодные. Вечером мы выпили тройную дозу жидкости (3 ведра!) и разошлись по своим саркофагам. Небо опять было звёздным, но у меня уже не было ни сил, ни желания снимать.

7 день (15.9.2010)
Проснулся в 2 часа ночи от холода, надел все тёплые вещи, зажал до минимума технологическое вентиляционное отверстие своего саркофага, стало тепло. Ночную температуру мы оценили в -5 °C (у дяди Андрея в палатке утром было 0 °C). Встал в 8 утра. Мой голос, обычно чудесно-распевной, напоминал сейчас скрежет металла. Уши болели из-за круглосуточного ношения шапки. Утро было очень солнечным, однако до нас лучики солнца почти не доходили, т.к. мы стояли в густом лесу.

Вышли из лагеря в 10:50, шли очень бодро. Вокруг разворачивался чудесный пейзаж: оранжево-красные склоны, поросшие карликовой берёзой, зелёно-жёлтые лиственницы, заснеженные горы вдали, горные ручьи, синее небо, кучевые облака и прохладные ветерок. Несмотря на рюкзак на плечах, хотелось летать. Часам к двум дня небо затянуло пеленой, и желание летать улетучилось. Когда начали спускаться в долину реки Мажой, виды стали просто шикарными. По дороге я отмечал в GPS-ке одну точку за другой, чтобы вернуться туда потом на рассвете. Спустились в лагерь на слиянии рек Каракабак и Мажой в 17:45. За день прошли 17.5 км. За время перехода я выпил 150мл воды, т.к. боялся заработать ангину. Так что в лагере я опять упился чаем, представляя себя высохшей губкой. Весь вечер погода была хмурой – беспросветная серость над головой. Лёг спать в 22:30.

8 день (16.9.2010)
Проснулся ночью и вышел из палатки по важному неотложному делу, а там – снег! Медленно так падает. Вот она, материализация мысли на Алтае – только вечером я подумал "хорошо бы утром был дождь, чтобы я, уставший после перехода, мог с чистой совестью забить на рассвет и отоспаться", и тут же такой подарок погоды!

Поднялся в 9:20. Солнышко активно занималось плавлением выпавшего за ночь снега, который с радостным хлюпанием плюхался с деревьев на мою палатку. Хорошенько подкрепившись, я, Андрей, Рома и Аня пошли в радиалку к озеру Мажой (Маашей, примерно 5 км от лагеря). Там было просто фантастически красиво! Само озеро и смотровая площадка, с которой мы его наблюдали, были великолепны. Дорога к озеру поросла красным барбарисом и жёлто-зелёными лиственницами, раскрасившими окрестности яркими осенними красками. Мы разбрелись и фотографировали. Периодически шёлкание затворов заглушалось звуками камнепадов. Погода была в основном солнечная, облака предпочитали гнездиться над хребтами. В 15:00 мы вновь собрались вместе и ребята двинули обратно в лагерь. Мне же так понравилось это место, что я решил остаться снимать ещё. Небо к этому моменту начало затягивать облаками. Я успел снять пару сюжетов, прежде чем тучи окончательно всё затянули, и пошёл небольшой снег. Потеряв надежду на красивый закат, я пошёл обратно в лагерь. Когда я отошёл на несколько километров, оглянувшись, увидел, что тучи над озером рассеялись, а снежные вершины окрасились в красно-малиновый цвет. Над вершиной горы висела луна. Мне оставалось лишь кусать локти при виде всего этого.

Ночь опять выдалась звёздная.

9 день (17.9.2010)
Шла вторая неделя похода, продукты закончились…

Проснулся в 6:00 и пошёл встречать рассвет на соседнюю стоянку, с которой открывался неплохой вид на заснеженные вершины. Небо было совсем ясным. Утром было очень холодно, все кусты покрылись инеем. Перед взором открывался чудесный вид (снизу вверх): покрытые оранжевым лишайником камни, река, серебряные кусты, золотые лиственницы, заснеженные вершины, бескрайнее голубое небо.

А потом совсем некстати началось моё дежурство. Когда вода под кашу закипела, оказалось, что варить нам нечего. Кушали колбасу и остатки еды с чаем. Зато не надо было ведра мыть. К счастью, у нас была закладка продуктов на следующей стоянке, но до неё надо было ещё дойти.

Вышли из лагеря в 11:10, погода была совсем ясной и довольно тёплой. Добрались до домика у реки Чуя в 18:00 в результате нечеловеческого 20 км марш-броска. Решили переименовать наш поход из "фото-тур" (как было указано на сайте походника) в "мега-лось-тур", поскольку мы не столько фотографировали, сколько бегали с тяжёлыми рюкзаками. В нашей продуктовой закладке кто-то покопался, все пакеты были вскрыты, пару консервов утащили. Но самое главное, что у нас теперь было что кушать :)

Ночь началась звёздная. Однако, только я дождался пока зайдёт луна (она зашла примерно в полночь), как все звёзды сожрала огромная чёрная туча, выползшая из Чибита. Было обидно, что зря вставал в час ночи.

10 день (18.9.2010)
В этот день был переход того самого моста и небольшой переход до посёлка Чибит. Дальше рассказывать уже не интересно.

Алтай <предыдущий в серии | следующий в серии >

(16 комментариев) - (Добавить комментарий)

[info]mevlevi
2010-09-23 07:58 pm UTC (ссылка)
сказочная фотография
уникальная

[info]mevlevi
2010-09-23 08:00 pm UTC (ссылка)
в Тибете тоже дела одну панораму из двух горизонтальных кадров

Made in the Universe Тибет 14_00270020

[info]aermolitsky
2010-09-23 08:16 pm UTC (ссылка)
Ну что вы, фотография самая обычная, тут ни света, ни переднего плана. Художественные фотографии будут позже.

[info]bmike
2010-09-28 07:40 am UTC (ссылка)
Хм, наверное, автор так и должен относится к своим фотографиям? :) А мне вот тоже очень понравилось.

[info]aermolitsky
2010-09-28 08:44 am UTC (ссылка)
Ну мне эта фотография тоже нравится, но я считаю, что ничего выдающегося в ней нет.

[info]bmike
2010-09-28 08:50 am UTC (ссылка)
А, понял, это был ответ на "уникальная".
Хотя мне до такого уровня ещё расти и расти. :)

[info]alex_blinking
2010-09-23 10:39 pm UTC (ссылка)
а я то думаю:"Куда это Санька пропал?"

[info]mcsim78
2010-09-24 02:50 am UTC (ссылка)
Нравится читать походные дневники - затягивает и переносит туда. :)
Ждём фотки!

[info]kondakoff
2010-09-24 05:45 am UTC (ссылка)
Как себя Соня повела в походе?
Как она к подобным передягам приспособлена?

[info]aermolitsky
2010-09-24 07:01 am UTC (ссылка)
Да нормально повела. Правда, я её не испытывал в суровых условиях, даже под дождиком не замочил :)

[info]kondakoff
2010-09-24 10:58 am UTC (ссылка)
Понятно.
Хороший кадр.

(Ответить) (Уровень выше)

Значит жимолость лопал втихую;)
[info]avklimov
2010-09-24 10:21 am UTC (ссылка)
Хороший отчёт, спасибо.
Разные всплывают подробности сейчас, как и говорил в КРАЙНИЙ день нашего похода. Здорво всё-таки было...
Посмотрел твои фото на Фотосайте - супер:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Значит жимолость лопал втихую;)
[info]aermolitsky
2010-09-25 08:03 am UTC (ссылка)
Ну не совсем в тихую, но сильно не афишировал :)

[info]alex_voronin
2010-09-24 05:56 pm UTC (ссылка)
А почему Сони?

[info]aermolitsky
2010-09-25 08:03 am UTC (ссылка)
Из-за оптики и относительно дешевой тушки.

[info]ljournalist_bot
2010-09-25 08:21 am UTC (ссылка)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске [info]ljournalist'а.

(Ответить)

(16 комментариев) - (Добавить комментарий)