Пеший тур по алтайским горам «Шавлинские озера»

с ежедневными занятиями йогой и оздоровительными практиками.

Даты: 12 - 23 августа 2010

Маршрут: Барнаул - с. Чибит - Шавлинские озера - с. Чибит - Барнаул

Отчет-размышление о походе или ради чего люди отправляются в горы

Наша поездка на Алтай прошла успешно, участники вернулись домой счастливые и переполненные впечатлениями. По результатам похода я делюсь впечатлениями с теми, кто в будущем хотел бы участвовать в похожих мероприятиях.

Поход длился полных 10 дней без учета 2-х дней на дорогу в Горный Алтай и обратно.

Участников собралось 15 человек: Москва, Питер, Красноярск, Барнаул и Латвия. Возраст участников - от 8 лет до 61 года.

Около половины участников ранее не ходили в серьезные горные походы и почти все никогда не бывали на Алтае. Но что-то заставило их взять отпуск, купить билеты, рюкзак и походную одежду и покинуть уютный социум  ради… чего?

И правда, ради чего?

Факты

В первый день проснулись - погода хорошая. Сделали джала-нети – промывание носоглотки соленой водой. Многим, кто делал джала-нети первый раз в жизни, эта процедура понравилась. Люди делились, что дыхание становится легче, запахи ярче. На мой взгляд, пластиковые нети-поты, привезенные для это цели, оказались удачными – легкими и компактными, как раз для похода.

Когда происходила упаковка вещей и продуктов в конные сумки-арчемаки, стало понятно, что влезет не всё. Для йога-похода организаторы закупили особенный список продуктов, включающий повышенное количество сухофруктов, орехов, топленого масла, овощей свежих и сушеных, чая. В результате, некоторые участники в первые дни всё же несли по пол рюкзака, потихоньку облегчая его в каждый последующий день. К слову, от своего рюкзака я полностью избавилась только в самом конце похода. Но были и такие участники, которые добровольно несли рюкзак. Увидев, как Даша Шеховцова в первый день одевает свой почти полный рюкзак, я удивилась, а она спокойно сказала: «Что за турист без рюкзака? Не, без рюкзака как-то не серьезно! Другие пусть делают как хотят, а мне надо тело в форму приводить!». Тогда я еще подумала: «да, есть на кого ровняться!»

Наконец мы вышли на маршрут. Тропа весь первый день шла через лес и неуклонно вела вверх. Лес поражал изобилием трав и ягод. А также неожиданными приятными встречами: через 3 часа пути в составе группы, идущей навстречу, я встретила знакомого, с которым 3 года назад ходила в поход по Саянам. Это еще раз подтвердило закономерность, что турист туриста видит вёрст за триста, и мысли у туристов сходятся, и Земля действительно круглая )). Потом и другие участники нашего похода нежданно-негаданно встречали своих знакомых на Шавлинском озере.

Второй день.

Ночевка была в низком и холодном месте – накануне совсем чуть-чуть не дошли, остановились за час до темноты около ручья. Откровенно говоря, утром вылезать из нагретого спальника в холод не очень приятно. Но потом тело закаляется и дискомфорт проходит. К концу похода Марина и Лариса ежедневно купались по утрам!

Вылезла, оглядела местность….Мокрая трава, сильный уклон… Поняла, что йога тут получится только стоя. И еще поняла, что в йога-походе очень важно, где именно группа делает лагерь. Мы останавливались в разных местах, и опыт показал, что идеальными для занятий были такие, где есть горизонтальная полянка, защищенность от ветра, удаленность от шума реки и красивый вид на горы. В это день утром позанимались асанами стоя, а днем сделали паузу в середине перехода, чтобы размять голеностопные, коленные суставы и плечи.

Третий день.

Переночевали на красивой стоянке, где сливаются две реки Маашей и Каракабак. Сегодня у нас радиальный выход к леднику Маашей. Промыли нос. У некоторых особо заинтересованных в искусстве промывания носа начал получаться продвинутый вариант джала-нети – набор воды в рот и выпускание из носа. Позанимались. Занятия стараюсь проводить более энергично, чтобы мы не замерзали. В итоге замечаю, что некоторые устают. Как потом оказалось, им хотелось больше упражнений на растяжку и релаксацию, а были сплошные вьяямы ))))

Мне было понятно их настроение. Сами по себе переходы – это и есть ежедневные вьяямы, динамические упражнения в сочетании с дыхательными. Идешь, работаешь ногами, руками, следишь за дыханием, находишь свой ритм, координируешь всё вместе, стараешься быть осознанным. И так по 6-8 часов.

Но горная местность, температурный режим и план похода диктуют свои условия, под которые приходится подстраиваться даже йогу.

Радиальный выход к леднику начался прекрасно – солнце, красивая тропа, озеро. Когда уже почти дошли, стало понятно, что подойти вплотную к леднику и потрогать снег не хватит времени. Надо возвращаться, потому что через пару часов потемнеет. Испортилась погода, пошел дождь. Камни, по которым мы шли, теперь намокли, быстро по таким не пойдешь – скользят ботинки. Переломный момент этой радиалки был тогда, когда Лариса подвернула ногу. Инструктор Даниил дал команду группе идти в лагерь самостоятельно, а сам остался с пострадавшей, чтобы помогать ей передвигаться. Группа разделилась на 2 части. До темноты шли так быстро, как могли, но все равно до лагеря не успели - стемнело. На всю группу было 2 фонарика.  Я была замыкающей, это значит, что я шла в самом конце в темпе самого старшего участника перехода - Ольги. Мы очень быстро отстали от молодых и сильных и вдвоем продолжали путь в сгущающихся сумерках. Я все дорогу про себя восхищалась тем, что Ольга в 2 раза старше меня и выдерживает такие долгие переходы. Хоть она и объясняла это тем, что работала всю жизнь геологом, я думаю тут было ещё кое-что – сила духа и любовь к природе во всех ее проявлениях.. Ничего не видно, у Оли запотели очки, руки замерзли, ноги не слушаются. Мне еще что-то видно, я иду вперед, направляю ее голосом, говорю, где камень, где коряга, чтобы она не споткнулась. Было как в песне Высоцкого: «Если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но шел….». Вот так  мы мокрые, холодные, голодные, но шли! Я сейчас уверена, что даже если бы мы с ней остановились и провели ночь на пол пути к лагерю, мы бы не пропали.

Но видимо карма была у нас другая - ночевать в лесу не пришлось )). Из лагеря навстречу группе вышли Максим и конюх Радик, чтобы принести нам свет собранных со всех палаток фонариков. Через 1-2 часов все успешно дошли до лагеря. Там нас ждал такой позитив в виде Ирины, Славы, Леши и Алёны из Красноярска, приготовленного ими борща из сущеной свеклы, походного торта из печеньковой крошки и сгущенки, что все наши горести были быстро забыты. Сидя у костра, накормленные и переодетые в сухое,  все снова смеялись, давая друг другу слово, что теперь ни в одну радиалку без фонарика не выйдут.

Четвертый день.

Инструктор Даниил любит делать приятные сюрпризы: утром встали, собрали лагерь, нагрузили коней, приготовились идти весь день. Дошли через 2 часа до ровной поляны и Даня объявил, что идти больше никуда не надо - мы тут ночуем! Сколько же было радости! Те, кто не успел восстановиться после вчерашнего, отдыхали в этот день в лагере. Остальные ходили в очень лёгкую и красивую радиалку к Карабакским озёрам. Ларисе в этот день приснился сон о том, что ее нога выздоравливает. На следующий день она действительно выздоровела!

Пятый день.

Было принято решение выйти рано, без йоги, так как пройти надо очень большое расстояние за 1 день. Есть шанс дойти до Шавлинского озера и потом 3 дня провести там уже без переходов. Путь лежал через плато. Погода очень красивая – ветер гоняет белые облака по всему небу, возникает интересная игра света и тени на изумрудных склонах гор. В середине перехода догоняем нового участника нашей группы – Игорь Лазарев так сильно желал походить с нами, что приехал на Алтай прямиком с Байкала!

Под вечер устали все – и люди, и кони. До озера все же не дошли. Главный конюх Эркин выбрал для лошадей шикарную стоянку с высокой травой. Ночью кони пасутся и восполняют запас сил. Спят они кстати стоя. И только в редких случаях, когда очень сильно устали, ложатся.

Шестой день.

Два дня без йоги… Йога-тур это или где?:) Утром промыли нос, и снова позанимались стоя. Высокая трава и сильный склон. Зато лошадям было хорошо:)

2-хчасовой переход, и нам открываются бирюзовые воды Шавлинского озера! Все в точь как на фотографиях, никакого фотошопа – вода действительно бирюзовая! Вдали ослепительно сияет снежная гора с тремя вершинами: Красавица, Сказка, Мечта… К ним мы пойдем завтра. А сегодня еще один приятный сюрприз, особенно для женщин – вечером у нас баня! Кто сказал, что в походе не моются? Не только моются, но и парятся, с периодическим окунанием в ледниковые воды озера!

Перед баней экспресс-занятие – 6 кругов Сурья Намаскар. К нам присоединяется конюх Эркин. Алтайцы язычники, они верят в духов – есть дух дождя, леса, гор. Но Эркин продвинутый алтаец, имеет высшее образование, ветфельдшер. С интересом относится ко всему, с чем встречает его жизнь. Вот сейчас встретила с группой йогов, как не попробовать поделать асаны? :)  Он с большой любовью относится к природе Алтая. Помню, как-то мы, собрав палатки, выходили на маршрут. Он заметил, что после нас остается мусор и громко попросил нас убрать за собой – сжечь все фантики и пакеты в догорающем костре. При этом в его голосе не было злости, было похоже что мудрый родитель объясняет малым детям, как правильно надо поступать. После этого все без предупреждений сами привыкли сжигать мусор.

Седьмой день.

Началось беззаботное время. Не надо собирать лагерь, не надо грузить вещи в арчемаки. Можно спать до 9 утра, если ты конечно не дежурный. Сегодня у нас радиальный выход к Верхнешавлинскому озеру. С погодой необычайно везёт. Тот знакомый, которого я встретила в первый день, рассказал, что всё время на озере шли дожди, даже снег один раз выпал. А у нас – солнце, на небе ни единого облачка! День обещает быть жарким. Позитивная коллективная карма! ) Наш путь лежит через каменный город – так тут называют небольшой участок курумника, на котором отыгралась человеческая страсть к созиданию – туристы построили тут добрую сотню туров-каменных башенок. Одни побольше, другие поменьше, в целом смотрится очень гармонично, действительно как город. Мы тоже мимо не проходим – добавили еще десяток!

Подходим к Верхнешавлинскому. Горы в нем отражаются как в зеркале. Кругом пищат пищухи – зверьки, похожие на больших хомяков. Иногда тропу перебегают бурундуки. Кругом кусты дикой черной смородины. Надо сказать, что листья черной смородины, собранные в горах, это не листья листья черной смородины, собранные на даче )). Зелень горной смородины наполнена эфирными маслами и так конценрирована, что даже не сразу смывается с руки, которая рвала листья.

Восьмой день.

Сегодня для желающих восхождение на гору Пирамида, 3150 м. Группа делится примерно поровну: те, кто хочет отдохнуть на озере, остаются. А те, кому, что называется, неймется, вместе с инструктором Даниилом выходят на тропу. Я среди вторых. Но не потому что неймется, а потому что откуда-то столько сил и энергии, что это кажется совсем не сложно, в удовольствие! Подъем длится 4 часа. Я иду вверх, шаг за шагом, вдох за выдохом. В какой-то момент вхожу в правильный ритм и мне почти не требуется отдыха. Состояние медитации в движении. Ровное дыхание. Полное спокойствие. Твердое намерение дойти до цели. Эх, всегда была бы я такою в жизни!  Прихожу на вершину минут на 40 раньше группы. Сижу и слушаю как звенит тишина….

Йога – это не то, ЧТО мы делаем, йога – это то, КАК мы это делаем.

Девятый день.

Отдых на озере кончился. Начался путь назад. На спуске с Пирадмиды растянула правую ногу. Эркин сажает меня на коня по имени Вася. У лошадей зрелость наступает после 6 лет, старость – после 20. Самый надежный конь тот, у которого возраст в этом диапазоне. И тут мне открывается походная рутина участников из Красноярска. Алёна, Леша, Ира, Слава и Таня ведут лошадей за поводья в самом начале колонны. Постоянные подъемы и спуски, растоптанная копытами тропа, лужи грязи, которые обошел бы, если бы не конь, которого ты ведешь. Выбираешь дорогу не себе – коню, идешь там, где ему удобно, и в добавок, в его темпе. Про себя отмечаю, что всей группе очень повезло с красноярцами, у которых есть опыт обращения с лошадьми, а также резиновые сапоги.

Приходим на стоянку у ручья Орой. Попутная группа из Новосибирска приходит к нам, чтобы подарить незабываемый музыкальный вечер. К слову, каждый вечер в нашем походе был музыкальный. Даниил играл и пел ставшую родной песню «Мама, я лезу в гору», Таня из Питера зажигала своим неиссякаемым репертуаром из веселых и шуточных песен. Новосибирцы бацали  Битлз и Нирвану. В один из вечеров у нас даже звучала «Цыганочка», под которую Марина из Красноярска экспромтом станцевала под бурные аплодисменты остальных. Как мне потом сказала Ольга из Латвии, мы вели себя словно пьяные, хотя не пили ничего кроме чая. В позитивном понимании этого сравнения, мы были полностью расслаблены и раскрепощены! Мы были спонтанны, легки и выражали себя открыто и естественно!

Десятый день. Последний…..

Стоянка Орой -  высокое место. Здесь уже в 6 утра солнце. По меткому сравнению Алёны, открываешь палатку – и перед тобой канал «Дискавери» - тайга, пики гор, лошади.

Занимаемся йогой сидя. Делаем практику Огня из Пяти элементов. Собираем палатки. Начинается долгий спуск вниз, дорога к селу Чибит. По пути мне последний раз удается набрать местных трав – чистотел, чабрец, листья малины, смородины и земляники.

Чувства противоречивые. С одной стороны уже охота домой, а с другой – уже как-то и тут комфортно, словно горы стали домом, а группа – семьей.

Чуть не забыла рассказать о самой младшей участнице похода – Лизе. Эта дружелюбная девчонка восьми лет, которая многих поразила своим терпением и спокойствием. Там, где от ребенка можно было ожидать плача и капризов, Лиза вела себя как взрослая, шла наравне с группой своими маленькими ножками в розовых резиновых сапожках по горным тропам Алтая…. Вырастет сильным человеком! Не надо бояться брать детей в горы. Мне кажется, что это им только на пользу.

А если ты не закалился в детстве, то можно сделать это сейчас, сколько бы лет тебе не было.

Итак, ради чего все это?

Когда мы приехали в Барнаул, мы снова собрались, чтобы попрощаться. Даниил пригласил на эту встречу своего отца, Юрия Безденежных, и они дуэтом исполняли на гитарах походные песни, еще раз давая нам возможность почувствовать это состояние пути, силы и взаимосвязанности.

Когда все разъехались, мы долго разговаривали с Сергеем Костеренко, человеком, который представляет турклуб Походник. Он сказал, что за последние годы отправлял в горы много разных людей. Они уходили одними, а возвращались другими. И в их глазах, в их словах прослеживалось сознательно или подсознательно стремление к одним и тем же целям: личностный рост, укрепление духа, субординация эго, радость бытия, энергия природы.

Когда приехали в город, Юля Гаврюшенко поделилась, что чувствовала себя в горах настолько хорошо и естественно, что теперь в городе ей как-то не по себе. Это конечно проходит, дня через 2-3 восстанавливаются все городские привычки. Квартира опять не кажется маленьким бетонным мешком, город опять не кажется пыльным и шумным муравейником. Но при этом внутри остается жить знание о том, что все может быть по-другому. И это решаешь ты сам. Ты сам создаешь свою жизнь в каждую минуту. Не на кого обижаться, не о чем жалеть. Навыки жизни в горах дают новое отношение к жизни. Жизнь как путь, близкие как команда, трудности как закалка, радости как искрящийся костер в твоем сердце, теплом которого ты щедро делишься с остальными!

И поэтому совсем не преувеличивая я утверждаю, что решение пойти в поход - это магическое действие. Магическое, потому что оно направлено на трансформацию своей личности.

Рассказала Кристина Высоцкая

Лаборатория Йоги благодарит Турклуб Походник за помощь в организации этого похода.