Home

Previous Entry | Next Entry

Горный Алтай 2009. Часть 6.

• Sep. 11th, 2009 at 12:45 PM

День 12, 27 августа

По плану – дневка, подъем на капище Алтынтуу
Пройдено – дневка, перечисление всего, что было сожрано за этот день. Несколько человек катались по окресностям и в Балыкчу к водопаду.

Ночью была жуткая гроза. От молний было светло как днем, а оглушительный гром раскатисто разносился по всему Чулышманскому ущелью. Еще и ливень начался.

А утром как будто ничего и не было. Правда, повылазили очередные грибы. Пошли с Серегой за дровами и посшибали их, чтобы наши грибники их не нашли. Серега добывал сухие дрова путем разборки недоразобранного строения. Скрежет отдираемых досок, вероятно, был слышен аж до Кату-Ярыка, но наши даже не проснулись.

Пока готовили завтрак, проснулись Аля и Марина и ушли за грибами. Я сварила куриный суп из пакета с сайрой. Вот так доедали все, что у нас осталось уже. Еще накануне купили немного творога, каждому досталось по несколько ложек на десерт.

Грибники притащили огромный мешок грибов! Опять! Я на них уже смотреть не могу.

После плотного завтрака мы с Серегой повезли блюдо от рыбы обратно на турбазу. Там нас ждали блинчики, которые мы вчера попросили нам пожарить. А так же жестяной короб от рыбы, который мы забыли вчера. Есть особо не хотелось, но блины забрали. За 6 маленьких блинчиков без ничего попросили 120 рублей, сторговались до 70, забыли про короб в итоге. Пока доехали до лагеря, ужасно устали и проголодались, целых 10 минут проехали на веле! Батонство овладело нами. Блины усилили бананом и чаем. Про чай лирическое отступление о разности мужского и женского мышления. Чай решили попить в палатке, Серега сделал у костра чай и понес его в палатку. До костра идти далеко, я крикнула, чтоб он взял с собой сахар. Смотрю, идет без сахара. Кричу снова: "Возьми сахар", он отвечает "Сахар там", и идет дальше. Это, видимо, намек, чтобы я сама сходила за сахаром. Дошел, я опять про сахар: "Просила же взять сахар!" Серега мирно отвечает: "Сахар там", и заваливается в палатку. Я выхожу из себя и высказываю все, что думаю. Так же мирно Серега отвечает: "Ну что вы женщины за люди. Говорю же, сахар – ТАМ" и показывает на кружку. Сказать на это мне нечего.

Блинов с бананами было мало, заточили сникерс и легли спать. Народ батонится, Алтынтуу отменился, потому что после землетрясения тропа осыпалась и превратилась в альпинистскую двойку. Народ весело играет в карты, Алекс укатился искать по турбазам лодку, чтоб нам переплыть на другой берег погулять. В 4 мы проснулись, после некоторых колебаний заточили еще один сникерс. Обед готовить нам не хотелось.

Алекс вернулся ни с чем и предложил народу покататься по окрестностям, съездить в Балыкчу до водопада, который мы вчера видели по пути, ну и в магазин опять же. Мы и Настя остались в лагере. Настя уснула, мы выспались и сточили банку сайры с луком и надоевшими хлебцами. Ее было на один зубок. Попили чаю с очередным сникерсом, пить пустой чай было не интересно. Народа все не было. Запекли и съели картошку, стали подумывать о покупке творога. Это просто какое-то наваждение. Чем больше бездельничаешь, тем больше хочется есть. Тут и народ приехал, привез колбасу, пряники и вафли, сгущенку. Перекусили и вспомнили свои обязанности дежурных. Пора готовить ужин.

Ненавистные грибы дежурные, то есть мы, готовить отказались, я варила картошку, а народ коллективно жарил грибы. У каждого на процесс жарки был свой взгляд. Одни утверждали, что грибы надо жарить в ведре, другие – на сковородке. В итоге был найден компромиссный вариант, только толку от него было мало.

Вопреки всему грибы пожарились. Ужинали под дождем. Перед сном Серега читал вслух книжку на телефоне. Паланик, Колыбельная.

День 13, 28 августа

По плану – Кырсай-Артыбаш (экскурсия по Телецкому озеру)
Пройдено – Кырсай-Карагай-Беле-Кокши-Корбу-Каменный залив-Артыбаш

Всю ночь дул жуткий ветрище. Палатка вроде не трепыхалась, но вот деревья шумели знатно. Алекс сказал, что на Телецком есть 2 вида ветров – верховка (с Чулышмана) и низовка (с Телецкого). Вот верховка, как сегодня, это еще ничего, а если низовка, то на Телецком уже штормит неслабо.

На последний завтрак дежурные выпендрились – гороховая каша с тушенкой.

Собрались быстро и около 10 были уже на причале, там нас ждал наш катер.

Мы плывем вдоль Алтайского заповедника. Это закрытая зона, но Костя заранее оформил все пропуска, и там нас ждут на экскурсию. Первая остановка – кордон Беле (не Белё). Там яблоневый сад с яблоками.

Небольшая лекция про заповедник, экскурсия по кордону. Они живут здесь почти что автономно, зимой никакой связи с внешним миром нет, электричество 5 часов в сутки, сотовая связь появилась недавно. На кордоне живет 7 семей. Медведи у них тут нормальное явление. Кабаны еще приходят яблочек покушать.

В яблоневом саду натрясли нам разных сортов яблок, все нахапали полные мешки, я взяла маленько, мне же их везти на себе, думала, привезти как сувениры яблочки эти. Но даже до катера они не сохранили товарный вид, начали темнеть, все помятости стали видны. Объелись там яблок по самое не хочу.

Из-за задержки в Беле обед у нас накрылся, поэтому доели мои последние 5 банок шпрот и последние 3 упаковки хлебцев. На катере ветрено, небо затянуто тучами, дождик моросит.

Через пару часов доплыли до кордона Кокши. В этих краях галька странная, плоские лепешечки, из них собирают такие вот турики.

На берегу не было ни души. Добрели до поселения, там гораздо живописнее, чем в Беле. К нам вышла одна женщина, сказала, что егерей никого нет, экскурсию нам провести некому. Посмотрели на речку Кокши и вернулись на катер. Только отплыли, тут же вернулись – оказалось, забыли Олега :)

Далее по плану водопад Корбу. Корбу это уже попсовое место. 100 р вход. Куча сувенирных лавок и кафешек. Сам водопад не очень большой. Там мы снова оторвались по еде.

После Корбу проплываем через самое узкое место Телецкого озера. На горизонте уже виден Артыбаш, а у нас еще один пункт экскурсии – Каменный залив. Туда упал метеорит. Алекс разочарован, слишком низкая вода. Смотрится залив не так эффектно.

И вот мы в Артыбаше. Артыбаш это поселок типа нашего Шира. Он гораздо доступней чем та часть Телецкого озера, и туда едут все. Турбазы, турстоянки, гопотеки, куча людей и машин. Мы встаем на бывшей вертолетке. Она оказалась огорожена, и мы лезем в дырку в заборе.

Дров тут не видно. Народ уезжает в магазин, приспичило пельменей сварить на ужин. Мы с Серегой уходим в поисках дров. Уходим далеко, дров в принципе много, но они все мокрые, толку от них немного. Пельмени не удались, опять сгорели. Сереге опять нездоровится, поэтому книжку сегодня читаю я.

День последний, 29 августа
Артыбаш-Барнаул

Ночью шел дождь, часов до 3 играла гопотека на соседней турбазе, вчера была пятница.
Алекс решил не мучиться с костром и заказал нам на турбазе комплексный завтрак. За 100 р с носа нас накормили тарелочкой кукурузной каши, бутером с ветчиной и чай/кофе на выбор.

Я решила пафосно надеть линзы прямо на берегу Телецкого озера, и первым же порывом ветра, кусочек пластика улетел в неизвестном направлении.

Наша газелька прибывает в час дня. До нее еще куча планов. Едем по Артыбашу в гости к знакомой художнице Алекса. Там зависаем надолго, смотрим картины, деревянные скульптуры, которые вырезает ее 20летний сын.

После художницы народ едет смотреть водопады Третьей речки, а я и Сережи едем покататься по Артыбашу.

Заехали в сувенирный магазин, мне нужно было купить медовухи. Выбирала магнитики. Продавщица сказала: "Возьмите с водопадом Учар, на Корбу все бывают, а до Учара мало кто доходит". При этой фразе Сережи нервно хихикнули. Купили мы там еще всякого по мелочи, ребята разрезвились, и нас очень грубо из магазина выгнали. Сервис однако.

По пути решили попить разливного пива. В магазинчике нас тоже облаяли. Алтайцы просекли, что на туристах можно делать деньги, а вот вежливости научиться забыли. Такое ощущение, что они делают нам одолжение, продавая просроченные продукты и попсовые сувениры.

Несолоно хлебавши мы вернулись к стоянке, а там уже прибыла наша Газель. Вот так и закончилось наше путешествие по Горному Алтаю.

Погрузились и поехали в Барнаул. На мосту через р. Бия Серега купил какой-то бормотухи, названной медовуха, и кучу вкуснейших блинчиков с ягодами, которые мы заточили не моргнув глазом. Медовуха была противная.

В Горно-Алтайске попрощались с Алексом, он поехал к себе домой в Усть-Коксу. По пути всю дорогу лил дождь. Народ играл в карты, щелкал семки, спал. Мы слушали музыку с телефона, положив в его в кружку для усиления громкости. Мой плейер давно уже сел. В Бийске завалили в кафешку и съели по огромной порции шашлыка. Люди нас сторонились. Костя сказал: "От нас, наверное, пахнет, а мы не замечаем" :)

И вот уже Барнаул, Оборонная, последняя ночь вместе. На этот раз мы тут одни, дом непривычно свободен. Серега снова поет под гитару, Аля упаковывает велосипед, она улетает первая рано утром. Следом днем уезжаем в Новосибирск Настя, я и Серега. У меня в 11 вечера поезд, у Сереги утром самолет. Это самый тяжелый день похода.

Вместе послесловия хочу сказать огромное спасибо нашим организаторам-инструкторам Алексу и Косте за такой классный поход, за их терпение нашей нескатанной несобранной группы, за то что несмотря на все обстоятельства поход получился, и мы прошли практически все, что было запланировано. Эксперимент удался. Спасибо нашим ребятам за то, что все мы, будучи незнакомыми друг с другом, дружно провели эти две недели. Надеюсь, мы еще увидимся.

Так же спасибо всем, кто приложил руки к сборке и ТО моего велика, чудо-машинка в пути не подвела. Несмотря на то, что этот байк впервые ходил под таким грузом и в таких жестких условиях, он достойно прошел все 13 дней без поломок.

Послесловие от Саши:
"Вернувшись с похода мы решили провести последний вечер вместе.
Я быстренько смотался домой купил пива и тортик и поехал назад к ребятам.
За эти дни мы стали одной командой, друзьями. Я понимал, что буквально через несколько часов мы разъедимся и возможно никогда больше не увидимся и тянул этот момент до последнего.
Мы как всегда непринужденно болтали, шутили смеялись. Сережа как всегда смеялся громче и заразительнее всех.
И это продолжалось до 2-х ночи. Дальше смысла ехать домой не имело и я сидел на кухне Оборонной с Алей. Мы пили кофе, вполголоса разговаривали. Алевтина оказалась очень интересной собеседницей. Жаль, что я открыл для себя это в последние дни. В пятом часу за Алей приехало такси и я помог ей погрузиться. Утром мне все-таки удалось съездить домой на пару часов чтобы поставить велосипед и к 10 я поехал провожать Настю,Серегу и Олесю.
Проводы были очень теплыми, мы прощались как друзья.
После проводов мы с Сережей вернулись на Оборонную.
Марина и Олег просили покатать их по городу. Я с радостью согласился, хотя на ногах был больше суток. Это был повод еще немного побыть с ними. Мы ехали по городу у меня было чувство, что я с ними знаком не две недели, а около двух лет. Так сроднил нас всех поход.
Вернувшись с покатушки мы снова пили чай, пиво и общались. Приехал Ярослав, инструктор, с которым мы год назад ходили на Мультинские озера. Он только что купил велосипед и на одного знакомого велотуриста стало больше. Встала дилемма: кого провожать: неопытного байкера или закаленных в походе велотуристов. Я выбрал первое. Приехав домой, я понял что валюсь с ног от усталости. Я заснул и ночью мне пришло сообщение, что все успешно погрузились и едут.

p.s.
Еще несколько ночей меня не покидало чувство, что мы еще в походе, что как только я проснусь увижу всех. Услышу хриплый, скуренный голос Алекса, веселый смех Сережи и начнется новый походный день.
Это добрый знак. Значит мы по-прежнему вместе. И главное, не дать судьбе разбросать нас.