Previous Entry в избранное Share this! Next Entry
Записки инструктора (часть 13)
[info]sergey_63

р. «верхняя» Текелюшка - пер. Кара-Тюрек – оз. Аккемское (13-й день)

 «…Раскинулись горы Алтая,
Кругом вековая тайга.
Товарищ, мы лезем высоко,
Туда, где белеют снега…

 …На гору взобрался, дыханья уж нет,
В глазах у него помутилось.
К Аккемскому озеру вышел турист,
Упал - сердце больше не билось…»

                       (Из туристской песни)


Сегодня 2 августа – «День ВДВ»!
И вот в этот праздничный день мы идём брать перевал-трёхтысячник Кара-Тюрек.

Быстрые сборы и наша группа выходит на тропу. Переход до границы леса, спуск к Текелюшке и начинается самое «вкусное» - многочасовой подъём на перевал.



Основная часть группы идёт достаточно компактно и в хорошем темпе, что не может не радовать. Но, поджидать самых слабых и «увечных» всё равно приходится. Что мы и делаем, периодически приваливаясь на склоне.



Кроме ожидания, такие привалы активно используются для фотографирования. А учитывая, на какую высоту мы постепенно вылезаем, и какие панорамы открываются нам – поснимать очень даже есть чего. До самого горизонта видны остроконечные вершины, ущелья и распадки рек.



А под нашими ногами серое однообразие камней оживляют альпийские маки.



С набором высоты становится холоднее и привалы стараемся делать в местах более-менее укрытых от ветра.



Потихоньку вылезаем на скальный «отвесник» и перед нами открывается завораживающая картина долины Аккема, на берег которого мы должны сегодня спуститься.



Сильный ветер, охлаждавший нас на подъёме, здесь переходит в почти ураганный. Он то затихает, то с неимоверной силой бьёт так, что даже под рюкзаком устоять трудно. Но, тем не менее, проводим очередную фото-сессию, закончив которую продолжаем подъём на перевал.





Туристы заметно выдохлись, но продолжают потихоньку лезть наверх. Так как такую большую группу вести одному очень сложно (могу контролировать только ближайших 5-10 человек), приходится наиболее сильных сдерживать, чтобы группа шла более-менее компактно, не растягивалась намного и не пропадала из виду. Не всем это нравится, но тут уж делать нечего, как говорится: Группа должна идти «по самому слабому». Но в целом, настроение у всех бодрое, чему способствует дружная команда, замечательная погода и окружающая нас красота.

По поводу «дружной команды» хотел бы сказать отдельно. Очень приятно видеть, как горы меняют людей. Многие стали более раскрепощёнными и открытыми. Ну и конечно вся «внутренность» очень быстро вылезла наружу. А у большинства эта «внутренность» оказалась замечательной – честной, человечной и порядочной! С такими людьми смело можно идти в любой поход!

Ну, вот и Кара-Тюрек!
Выруливаем на перевальное плечо и прямо перед нами в окружении свиты из неприступных вершин встаёт Белуха (4506 м) – высшая точка Горного Алтая.



Рядом возвышаются чёрные зубья вершин: два стража Аккема – Броня и Борис, испещрённая причудливыми следами осыпей Ярлу, возвышающаяся над «Озером горных духов» Кара-Оюк и многие другие, создавая своеобразный антураж Белухи, у подножья которой извивается ледник, являющийся истоком Аккема.

Два десятка ртов издают восхищённый возглас!

Всё! Усталость и многочасовой подъём забыты. Народ от открывшихся красот просто шалеет. Фотографируют все и всё. Ну, а уж возможность в начале августа порезвиться на снегу – просто чудо! Туристы отрываются по полной программе: катание по снежному склону, снежки и просто дураченье в снегу.



На перевале ветра почти нет. Стоит очень тихая солнечная погода. И если бы не вид грязновато-мятых туристов и их рюкзаков, сложилось бы ощущение, что мы на курорте.

В который раз вылезаю сюда и сам не перестаю восхищаться открывающимися видами, а уж что говорить о тех, кто впервые попадает сюда!

Постепенно возбужденная эйфория у всех сменяется более спокойными чувствами и туристы вспоминают о «хлебе насущном», т.е. о еде. Пока из рюкзаков достаётся сухпай, готовлю для группы традиционное мороженное.



Как там у Визбора – «Завтрак, с видом на Эльбрус»?
А у нас – «Обед, с видом на Белуху».
Тоже, знаете ли, не кисло!



Итак, банки опустошены, мороженное съедено, рюкзаки уложены и мы снова в пути. Теперь нам предстоит затяжной сброс высоты, и через несколько часов мы должны выйти на берег Аккема.

Спуск, вопреки моим ожиданиям не ускоряет наше движение. Первый переход до ручья опять разбивает группу на две неравнозначные части: в первой – большая и самая выносливая часть, в хвосте – несколько «инвалидов», и просто «дохлых» ходоков. Опять подолгу сидим, поджидаем отставших.

После ручья вылезаем на траверс «весёлого» осыпного склона. Попутно любуемся цветными скалами долины Ярлу, расположенной на противоположном берегу Аккема.



Траверсируя очень крутую сыпуху с интересом наблюдаем, как из под ног далеко вниз улетают каменюки. Траверс заканчивается и выходим на курум, где у народа появляется возможность освежить навыки в передвижении по здоровенным бульникам. Постепенно тропа с гольцов выходит в зону альпийских лугов, а потом и в зону леса. Петляя по крутому спуску между кедрами, народ начинает оживать, предвкушая скорую стоянку. Вылезаем к нижней оконечности Аккмского озера и вдоль Аккема уходим на стояночную поляну.





Стоянка, по уже сложившейся доброй традиции, оказывается не занятой.

На сегодня всё!
Ставим лагерь.
День начинает клониться к закату.

Установив палатки и набрав запас дров, почти вся группа отправляется на «Высотник» (точнее его аккемский «филиал»). Помня, как в позапрошлом году мы с другом там знатно пировали, я веду людей с полной уверенностью, что и в этот раз нам удастся достойно отметить праздничный день. Но, надежды тщетны. «Высотник» забит иностранцами и переговоры с завхозом базы ни к чему не приводят – нам отказывают в кормёжке и питье, даже за любые деньги.
Остаётся только поднять высоко руку, а потом, резко опустив её, выдохнуть: «Ну и хрен с ними»!

При возвращении в лагерь происходит забавная встреча. В связи с тем, что район Аккема и Кучерлы с этого года объявлены погранзоной, на озере постоянно стоят пограничники, занимающиеся проверкой документов у туристов (пропуска, списки, паспорта и т.д.). И вот, идя вдоль Аккема с базы в свой лагерь, мы встречаем пограничный наряд. Ну наряд, как наряд – камуфляж, автоматы, экипировка – в общем, красавцы при полном параде. Проходим на встречу, здороваемся, и тут что-то нас смущает. Вся группа в изумлении останавливается, повернув носы в сторону прошедших мимо стражей границы – за ними тянется густой шлейф запаха свежевыпитой водки. Ба-а-а! Вот это амбре! Ай, да погранцы!

Вечером происходит ещё одна интересная встреча.
Уже затемно наш лагерь посетил доблестный пограничник (с уже знакомым запахом) на предмет проверки пропусков.
Происходило это достаточно занятно – в кромешной темноте (а на фига ему фонарик, если ночь на дворе) доблестный страж границы с очень важным видом начал проверять документы. Но, поскольку в темноте (лишь при свете наших налобников) вокруг него сгрудилась приличная куча людей, он, судя по всему, так и не понял - у всех ли есть документы, и сколько нас тут вообще народу.
По окончании всех формальностей я предложил погранцу традиционную кружку чая. И мы, отойдя в сторонку, долго ещё с ним трындели за жизнь и за службу. Оказался вполне нормальный мужик.

Вечер закончился как обычно – чай, шутки юмора, и в конце традиционные полежалки у костра с очередной беседой о звёздах.
В этот раз, в связи с жутким холодом, полежалки происходили на просто на карематах, а ещё и под пуховым спальником инструктора.
Ну что, кто из вас пробовал наблюдать звёзды в таких условиях?

Когда задницы у всех стали примерзать к каремату, мини-планетарий пришлось закрыть и отправляться спать по своим палаткам.

 

(продолжение следует)

 



Home