Турклуб "ПОХОДНИК" ::: В поход на Алтай, Байкал, Урал, Камчатку, Кавказ, в Крым, Тянь-Шань, Саяны, Хакасию, Тыву, Монголию, Казахстан, Киргизию! ::: Форум Туристов

  • 18 Апреля 2024, 19:15:17
  • Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Алтайский народный фольклор)  (Прочитано 9958 раз)

Yanasha

  • Новичок
  • *
  • Репутация: +0/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Алтайский народный фольклор)
« : 26 Июня 2007, 15:28:09 »

Всем доброго времени суток.

В скором времени мы идем в алтайский поход, в связи с этим
возникла идея собрать какие-нить алтайские легенды, мифы, сказки чтобы было чем попугать товарищей у костра.

Поэтому есть предложение:все кто знает что-нибудь такое интересное, кидайте сюда)

заранее благодарствую)

« Последнее редактирование: 26 Июня 2007, 15:46:59 от Yanasha »
Записан

Yanasha

  • Новичок
  • *
  • Репутация: +0/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Алтайский народный фольклор)
« Ответ #1 : 27 Июня 2007, 10:07:55 »

например, вот :

Когда человека ещё не было, Ульгень усмотрел на море плавающую, как льдину, массу земли и на ней приросший слой глины, похожий на остов человека. Ульгень снял слой глины, как бы отстригнув ножницами от плавающей массы, и сказал: что это такое бездушное? Пусть это будет человек! И стало так. Ульгень назвал эту первую разумную тварь свою Эрлик (мужественный) и оставил его. Остальная масса, от коей взят стан Эрлика, сделалась великою рыбою. Ульгень назвал ее пель (таймень). Эрлик, осмотревшись, отыскал Ульгеня и был сначала его товарищем и меньшим братом, а после стал с ним равняться и даже возвышаться мыслию пред ним и с завистью помышлять: ах, как бы я такие же твари, как я, создал или ещё лучше! И всё больше и больше отдалялся он от Ульгеня сердцем и охладевал и, наконец, сделался противником и врагом Ульгеню и всем его тврям. На место Эрлика Ульгень создал себе другого товарища, богатыря Мангдышире ( манг - бег, быстрота, шире - престол), чтобы он всегда был с ним и противоборствовал Эрлику. Для создания Мангдышире Ульгень извлёк из камня сок, из которого сделал метал-кулер (смесь чугуна с серебром) и устроил из него остов Мангдышире, крепче камня.
Кроме Эрлика и Мангдышире Ульгень сотворил множество других слуг себе, поселённый в других мирах. В нашем мире он сотворил семь человек мужского пола и столько же дерев. Кости человека созданы из камыша, а тело из глины. Устроив остов человека, Ульгень дунул в уши и нос, - и человек стал жив и разумен. Когда он дунул в уши, тогда душа вошла, а когда дунул в нос - ум вошёл. Сотворив таким образом семь человек и, не отходя от места творения, Ульгень обратился к восточной стороне, где находится золотая гора (Алтын-ту), создал ещё одного мужчину и одно дерево и поставил на золотой горе лицом на запад. Прежде, нежели вдунуть в этого восьмого человека душу и ум, Ульгень сказал ему: что я сотворю, доброе ли, худое ли, ты над всем властвуй: кому умереть с голоду, ты знай; кому с сытости умереть, ты знай; кому больным быть, ты знай .
Создав 8 человек и 8 деревьев, Ульгень в продолжение 7 лет оставил их без наблюдения. После же этого времени, посмотрев, увидел, что как было 8 человек, так и есть, а на 8 деревьях выросло по семи отраслей, в каждый год по одной, и сказал: почему это так: дерево множится, а человек нет? Тогда восьмой человек, поставленный на золотой горе, отвечал: "Тыжизы (тыжи - скважина и женщина) ойхто пюден эссин; не коп болзын? - Из чего вырасти, когда скважины нет; как множится?" Ульгень сказал: при сотворении тебя я говорил: ты знай, та знай; кому голодным быть, ты знай; кому расти, ты знай, доброе ты знай и худое ты знай; теперь ты иди к остальным семи, а я за тобой приду через три дня. Когда восьмой пришёл к семи, сказал сам в себя: "мен Ульгень сень диль, сень-биль-теньгжнь, эмбы мень биле-дым - мне Ульгень говорил: ты знай, ты знай, теперь же я буду знать, что делать" . И начал творение женщины так же, как Ульгень творил его самого: из камыша - кости, из глины - тело. Но когда состав этот стал у него раскалываться и разваливаться, тогда он сорвал траву эргын-элен , измял ее в руках и, держа в ладонях, дунул в неё, - сделалась змея, которою он и обвил творимый состав, чтобы не развалился. В это время пришла посланная от Ульгеня собака с письмом в зубах. Восьмой, взяв письмо, прочитал: "Сенин ады Майдере болзын оачонын бажин сень быкь. Будь имя твоё Майдере; всеми ты заведывай."
На третий день, когда шёл Ульгень к Майдере и когда устроенная последним женщина была ещё бездушною, Майдере поспешил на встречу к Ульгеню, препоручив собаке стеречь своё творение. Эрлик только того и ждал: пришёл к этому неоконченному творению, дунул в нос из железной трубы о семи ладах ( тэты косьту темир чогур ) и в оба уха дунул, играя на железном музыкальном инструменте о 9-ти язычках ( тогус тильбу темир комус ), и вложил таким образом душу и ум в сего человека женского пола; но человек этот был не таков, как должно быть человеку: душа злобная, как змея, и всегда на 7 ладов, ум - на 9 разноголосых языков и вдобавок - тело смрадное.
Майдере, не зная этого происшествия, встретив Ульгеня, сказал: ты мне говорил: ты знай, ты знай, и по надежде на это я сотворил человека-женщину, но души ещё нет в нём; я пришёл спросить: велишь ли ты вторить или нет? Ульгень сказал: иди скорее, беги назад. Майдере возвратился и, найдя своего человека уже одушевлённым, сказал своему приставнику: собака, так собака и есть! Зачем ты допустила Эрлика? Как он обманул тебя? Собака отвечала: Эрлик сказал мне: я дам тебе шубу, которая летом от воды не будет ссыхаться, зимою от стужи не будет мёрзнуть; дам тебе обувь с подковками, которая никогда не износится; дам вкусную пищу, при которой, и голодная, не умрёшь, и насыщаясь, не будешь жирна.
Майдере сказал на то: шуба, которую обещал тебе Эрлик, это - шерсть, которая выростет на шкуре творей, обвувь с подковками - это будут когти на лапах твоих; вкусная пища, которой ты сыта будешь, будут всякие отбросы. По слову Майдере так и стало, а прежде собака жила и ела всё вместе с человеком и не имела ни шерсти, ни когтей, понимала ясно слова человека и могла ясно передавать человеку свои мысли и чувства.
Потом Майдере призвал 7 мужей и, представив им одушевлённую Эрликом женщину, сказал: кто из вас возьмёт эту женщину? Все молчали, Майдере стал спрашивать по одному и, взяв одного из семи за руки, подвёл к женщине. Но подведённый сказал: образ этого человека иной и дух от него иной, худой, несносный . Майдере подвёл другого, и этот сказал почти то же; потом - третьего, и он отказался. Отказавшись, эти трое немедленно бежали и скрылись.
Между тем пришёл Ульгень и из числа четверых оставшихся мужей одного назвал Таргын-Нама и, взяв из обоих боков его по две ребёрных косточки, тут же сотворил из них живую жену, назвав её Мантюшайди , и отдал Таргын-наме. Потом Ульгень сказал всем живым существам: кому какие травы, мхи, ягоды и другие плоды нравятся, тот то и ешь . А Майдере сказал ему: что захочешь творить, скота ли, зверей ли, людей ли, или что иное, меня не спрашивай , сам твори, и ушёл на золотую гору Алтын-ту, оставив остальных трёх мужей при себе писарями и помощниками.
Ульгень отправился также на золотую гору и видит там сидящих и читающих его книги трёх мужей, которые убежали сюда, не стерпев худого запаха женщины, оживлённой Эрликом. Они так обложили себя книгами, что голов их не видно было. Ульгень полюбил их и, заметив, что один читает лучше других, сказал ему: пусть имя твоё будет Тепкара ; ты будешь хранить души умерших и, не давая их Эрлику, будешь караулить до конца века. Другого из них назвал Наг-димы и сказал: ты будешь хранителем детей человека и животных; будешь их учить сосать, чтобы сосущий не захлёбывался молоком; будешь хранить птенцов у птиц и вразумлять к воспитанию не могущих есть траву; будешь пьяных людей сберегать, устарелых и дряхлых хранить от падения; ты будешь вразумлять людей на доброе и отвращать мысли их от зла . Третьего мужа Ульгень назвал Поудо-Сонко и сказал ему: когда будут войны, ты там будь; кто понадеется на свои силы и будет выходить против слабых с гордостью, того делай побеждённым, а кто с надеждою на бога выходит, хотя и бессильный, тому помогай и делай победителем. Торговых людей и других проходящих сохраняй от разбойников; охотников защищай от лютых зверей; плавающих людей сохраняй от рыб и морских чудовищ и всех людей сберегай от напастей и бед. Злых людей отмечай: у лжеца на конце языка утверждай ячменное зерно; на верхушке голвы вора ставь зажжённую свечу .

действующие лица):

Ульгень — демиург, верховное божество в шаманизме алтайцев — грозоносец, молниеносец и просто хороший парень).

Эрлик — владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых.Плохой парень: все время портит все хорошее.

Мангдышире — богатырь Ульгеня, который был создан им для борьбы с Эрликом.

Таргын-нама—один из первых людей, сотворенных Ульгенем, из ребер которого он создал ему жену и назвал ее Мунтюшайди.

Майдере — в алтайской мифологии богатырь, сотворенный Ульгенем, и поставленный им главным управителем мира, повелев ему властвовать над всем в мире, ведать судьбами людей. Топ менеджер=).
Записан

artem

  • Новичок
  • *
  • Репутация: +0/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #2 : 17 Мая 2008, 21:27:32 »

 :)
« Последнее редактирование: 17 Мая 2008, 21:29:42 от artem »
Записан

Константин

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +32/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 840
    • Походник.info - активный туризм
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #3 : 18 Мая 2008, 11:58:15 »

я заметил (не знаю - так ли это на самом деле), но все (или ооочень много) алтайские легенды начинаются одинаково, а оканчиваются летально. И все в той или иной мере копируют сюжет "ромео и джульеты".
типичная легенда: "Жили были парень с девушкой (парень, естественно - бедный пастух, а девушка - принцесса), и любили друг друга. а родители (естественно) были против их любви (иначе легенды не получится). и решили они сбежать (ну а что ещё может прийти в голову?). и сбежали. когда сбегали - много петляли и заметали следы (по этим местам извилистое русло рек впоследствии образуется), потом парня настигли слуги царя (папа девушки) и убили (в этом месте какие-нибудь красные горы или скалы, т.к. крови много было), а девушка выплакала много слёз (так образовалось такое-то озеро или такая-то река), а потом утопилась или бросилась со скалы (река или скала с примечательным названием)".
судя по тому, как много на алтае гор, рек, ручьёв, озёр и т.д. с подобными легендами, можно сделать вывод, что на алтае таким образом полегло много прогрессивной молодёжи...

а если серьёзно, то подмечено - если у какого-то камня или куста или ручья нет легенды, её на месте придумывает проводник :) шаблон-то уже есть...
Записан

SKL

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +28/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 633
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #4 : 18 Мая 2008, 18:34:57 »

Константин, перечисленное Вами не имеет никакого отношения к алтайскому народному фальклору. Это обычные туристско-инструкторские байки.  ;)
Записан

Константин

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +32/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 840
    • Походник.info - активный туризм
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #5 : 18 Мая 2008, 22:23:32 »

Константин, перечисленное Вами не имеет никакого отношения к алтайскому народному фальклору. Это обычные туристско-инструкторские байки.  ;)

которые очень любят травить проводники-коневоды из местного населения :)
Записан

Диманище

  • Новичок
  • *
  • Репутация: +1/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44
    • Галерея живописи Бурдасова Дмитрия и Яны Владиславовны
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #6 : 18 Мая 2008, 22:36:04 »

Нам рассказывали про старуху ,которая превратилась в колесо ;D
Записан
Я за божию слезу всех в округе загрызу

Костя

  • Пользователь
  • **
  • Репутация: +3/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 66
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #7 : 19 Мая 2008, 05:50:52 »

Про кроваво-слезные истории:
Башкирские легенды очень похожи на Алтайские, я слышал в какой то передаче, что часть алтайских племен в 7 веке под давлением китайцев начали премещаться по какой то им извесной траектории и встретили на пути Уральские горы, где им понравился ландщафт и они остались там жить. Так вот, там тоже летальные исходы или у отдельных парней, которое хвастались, что могут что то сделать ( сплавить весной по бурной воде много чугуна, подняться на вершину, поднять большой камень) и они либо срывались ( тонули) либо их запарывали до смерти. Или про парня с девушкой, но есть отличие, в башкирских легендах девушка в основном изменяет парню, а заканчивается все равно летально  :-\
Записан

SKL

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +28/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 633
Re: Алтайский народный фольклор)
« Ответ #8 : 19 Мая 2008, 08:41:24 »

Константин
«…которые очень любят травить проводники-коневоды из местного населения…»

Так они от туристов сами этого и нахватались.  :D

А если действительно интересуют мифы и легенды Горного Алтая (а не туристские байки  ;)) – пишите, могу подсказать, хорошую литературу.
Записан
 

Copyright ©2003-2024 . Все права защищены. Использование
материалов сайта без ссылки на источник и разрешения правообладателя ЗАПРЕЩЕНО

Походник.info - сайт независимых путешественников Походник.info - сайт независимых путешественников Rambler's Top100 ѥ골Mail.ru