Home

Previous Entry | Next Entry

Горный Алтай 2009. Часть 4.

• Sep. 11th, 2009 at 12:10 PM

День 6, 21 августа
По плану – р.Чуя-Акташ-Уланан-оз.Дианголь
Пройдено – доезжали вчерашнее оставшееся от 86 км асфальта, р. Чуя-Jодро-Белый Бом-Чибит

Ночь была очень теплая, самая теплая ночевка за поход. С утра пошел слабый дождик, первый раз за поход. Проснулись под рэгги из мобильника и растаманское пение Алекса. На завтрак ели гречку с сайрой. Я не против, конечно, избавиться от очередной парочки банок из моего рюкзака, но сайра с гречкой это уже слишком :)

Дождь между тем усиливался, и вскоре полил ливень. Сидим в палатках и собираем вещи. Время 9 утра.

Через полчаса дождь утих, вылезло солнце. Я решила смазать цепь на всякий случай.

Здесь могла бы быть реклама смазки FinishLine для влажной погоды, но не будет, потому что фигня полная, хватает ее ненадолго, еще и на цепи 5мм слой грязи насобирался.

Прособирались до 11. Костю нашел какой-то его знакомый, проезжавший по Чуйскому тракту на машине. Остановился сверху и кричит "Из Барнаула? Костя есть такой?" Костя в это время был около реки. Сережа, как самый голосистый, заорал: "Костя! За тобой папа приехал!" Эта фраза породила цепную реакцию подобных, минут 10 мы придумывали, кто за кем еще приедет. Костин знакомый вручил Косте замороженную рыбину. Рыбину уложили в ведра к Алексу. Вечером будет уха. А пока нас ждало кафе, до которого мы не доехали вчера.

Проехали 1,5 км и резко свернули. По пути попался музей петроглифов под открытым небом Калбак-Таш. Когда-то эту землю выкупила предприимчивая бабка и теперь по 50 р пускает желающих глянуть на эти рисунки. Увидев петроглифы, Сережа возмущается все пребывание там, он чувствует себя обманутым. Для тех, кто петроглифы не видит в упор, рисунки огорожены заборчиками.

Поехали дальше. Хоть и асфальт, едется мне на удивление хреново, хочу обратно на дорогу с камнями.

Через 16 км деревня Иодро (Jодро, как пишут местные). Кафе там нет. Купили в местном магазинчике всякой фигни. Дети на улице просят 20 рублей. Странная сумма.

После Иодро ехать вообще не хотелось. Из-за неисправного переднего переклюка в подъемы я заезжала на 2й звезде и забила мышцы. Кое как доковыляла еще 5 км, и тут появилась деревня Белый Бом (Ак-Бом), а в ней кафе! Ура! Назаказывали кучу еды, а она оказалась невкусная, и местами даже несвежая, окорочок куриный был очень подозрителен. Костя подтвердил мои подозрения, его окорочок тоже был не совсем свежим.

Серега накачал мои колеса, удивляясь, как можно ехать практически на ободах. :) После этого я понеслась с новыми силами. Как раз за Ак-Бомом начался длиннющий спуск почти 10 км. Летели как на крыльях, а на встречу попались 2 байкера, которые не один км уже пыхтели в горку. Появился очередной затяжной подъем, теперь на 2й звезде мучиться уже не хотелось, попыталась переключиться, и слава Sramу, цепь перескочила на 1ю звезду, и я спокойненько, наслаждаясь моментом, вкатилась вверх. На спусках я отставала, а на подъемах догоняла и обгоняла. Сегодня вообще только мы с Серегой ехали, остальные халявили. Кура с рисом нашли свое место, и ноги покатили, несмотря на плохой асфальт.

Прокатили 20 км от кафе и зависли около водопада Ширлак. По легенде в этот водопад обратилась девушка с братом, которые убегали от врагов. Сережи залажали эту попсовую историю. По их мнению, на всех водопадах одна и та же история.

После водопада очередной подъемчик, переключаюсь на 1ю звезду, и цепь выкидывает нафиг вообще. Приеду, выкину эту Асеру с балкона. (p.s. присоединюсь к заказу на 20 фунтов :) )

Путь наш лежал в село Чибит к другу Кости. До него было якобы недалеко. Погода начала портиться. Мы докатились до границы Онгудайского и Улаганского районов, здесь появилась связь, и Костя смог связаться со своим другом. Нам повезло, он был на месте и готов был принять нас у себя. Ночуем сегодня у него, возможно, будет баня. Я наконец-то позвонила маме, неделю не давала о себе знать.

После границы начался слабый дождик. До Чибита проехали еще 15 км, и чем ближе мы подъезжали, тем сильнее он становился. Асфальт классный, гладенький такой. Ветер косой, заливает с головы до ног. После дождя появилась радуга, двойная и полная.

В Чибите опять заехали в магазин. Вроде и еды у нас полные рюкзаки общака, а все равно мало, надо накупить какой-нибудь фигни.

Нас встречает Эркин, Костин друг, мы ночуем сегодня у него в огороде в палатках. Баню тоже нам затопили.

Дежурные Настя и Сережа развлекаются приготовлением ухи. Эркин рассказывает, что сегодня медведь задрал его корову, как раз в том месте, где мы собирались ночевать. От ухи идет обалденный запах. Тут и баня подоспела, мы с девочками удалились туда, а ребята продолжили варить уху. Еще в бане мы почуяли запах горелого. Уху ребята спалили, есть ее было практически невозможно.

Костя договорился, чтобы нас до Кату-Ярыка довезли на машине. Из-за общей слабой подготовки группы мы вышли из графика, и 100 км от Чибита до Кату-Ярыка (практически постоянный подъем вверх по грунтовкам и гравийкам) могли вообще растянуться на неопределенное время. Как бы нам с Серегой не хотелось ехать самим, нужно думать и об остальных. Эту часть маршрута мы едем на УАЗике. А вот с Кату-Ярыка к Чулышману мы будем ехать сами. По мне так этот жуткий спуск лучше бы проехать на машине. Я уже наслышана, что после этого спуска синеют тормозные диски.

Пройдено 66 км, асфальт

День 7. 22 августа

По плану – оз. Дианголь-БалыкТуюль-Кату-Ярык-кордон Аккурум
Пройдено – Чибит-Акташ-Улаган- оз. Дианголь-БалыкТуюль-Кату-Ярык-кордон Аккурум-р. Чулышман

Ночь была относительно теплая, шел слабый дождик. Погода испортилась с тех пор, как мы едем вдоль Чуи.

Серега чем-то отравился и всю ночь стонал под ухо. Утром выяснилось, что нездоровилось всю ночь Косте и Сереже. Решили, что больше в сомнительные кафе мы ни ногой. Аилы наше все.

Эркин подогнал УАЗик, в который мы с трудом, но заархивировались все вдесятером. Алекс, Сережа и Саня поехали в кузове с великами и рюкзаками. Посмотреть на упаковку вышла вся семья Эркина. А по Чибиту шли облака.

Проехали Акташ и ушли с Чуйского тракта в сторону Улагана. Дорога грунтовая. Резкая остановка между скалами, и Костя куда-то бежит. Проехали Красные ворота.

Бодро набираем высоту, растительность вокруг меняется, тут уже осень. Показались снежники. Сделали остановку в священном для алтайцев месте, где они вешают на деревья куски простыней.

Далее вниз к Улагану. В Уланаге имеется настоящий супер-маркет, и опять мы нахватали всякой ерунды типа чипсов, мороженого и семечек.

За Улаганом началась та самая дорога на Кату-Ярык. Красивейшие места, отвратительная дорога. Еще и дождь полил. Думаю, с нашей группой мы бы ехали эти 100 км не 2, а все 3 дня.

Первая остановка на Пазырыкских курганах – древние захоронения.

Дальше пошел подъем в гору, УАЗик переваливался с боку на бок, товарищи в кузове сто раз пожалели, что туда сели, при каждом крутом подъемчике все велики наваливались на них.

Несколько остановок на фото, и вот мы на верхней точке перевала, где Эркин оставляет нас.

Отсюда открывается вид на Чулышманское ущелье и долину реки. А так же на тот самый спуск в долину (на фото зигзаг). Я как-то по наивности думала, что вся эта дорога будет асфальтовая. Но она оказалась даже не грунтовой. Обычная алтайская дорога – промоины, камни, песок, галька и где-то под всем этим грунтовка.

Пока собирались, перекусывали, то да се, полил ливень, чтобы катиться вниз нам было еще веселей. Дорога превратилась в кашу из камней и грязи. 3,5 км длина и 800 м сброс высоты. С нашей точки обзора смотрелось это угрожающе. Бесстрашные парни тут же улетели вперед , я аккуратненько спустилась на тормозах, вспоминая, как удачно я купила диски на 185 мм.

Спустились мы быстро, спуск только со стороны смотрелся жутко. Кату-Ярык тоже одно из священных мест алтайцев. Пока мы там торчали, понаехали УАЗики, полные пьяных местных (сегодня у нас была суббота с утра), местные понавязали лент на деревья и наблюдали цирк. Вот так под их крики мы слетели к Чулышману и оказались на кордоне Аккурум.

Время было уже вечернее, мы проехали где-то 13 км и встали на стоянку. Дорога стала еще интересней, чем была до этого. К камням добавился гравий и крупная песчаная гребенка, именуемая в народе "стиральная доска", о которой я наслышана была от байкальских путешественников. На этой дороге я ощутила всю силу Серегиной заботы, постоянно подлетая на этой "стиральной доске". Пришлось колеса немного спустить.

Ужинали, сидя на берегу бурлящего Чулышмана, заворожено глядя на воду. Шум как у водопада. Очень много плавника вокруг, первый раз у нас был аццкий костер. Костя устроил ночную фотосессию.

Серега окончательно разболелся, и мы пошли спать рано. Еще и дежурить опять завтра.

За день проехали 100 км на УАЗике, 13 км вело.

День 8, 23 августа

По плану – дневка, радиальный выход на самый крупный на Алтае каскадный Чульчинский водопад Учар
Пройдено – р.Чулышман- турстоянка Учар-водопад Учар

Проснулись аж в 6 утра, Сереге хотелось сфотать утренний лагерь в лучах рассветного солнца. Но с рассветным солнцем в ущелье были проблемы, и мы с чистой совестью проспали до 7 утра.

Выехали опять поздно, около 11. Дорога продолжала радовать разнообразием покрытия и видами Чулышманского ущелья. Начался песочный этап, песок был везде – в обуви, в рюкзаках, в палатках, в тарелках.

Опять прошел легкий дождик, размыл нашу чудесную дорогу. Здесь уже проезжает много машин, народ во всю путешествует по Алтаю.

Через 20 км остановились на турстоянке Учар. Здесь у нас переправа на другой берег реки, где находится водопад Учар и Каменные грибы. Мы решили что за один день сходим и на водопад и на грибы. Переправа 500 р лодка, на 5 человек. Алтайцы смекнули уже, что туристов можно грабить цивилизованным способом, и теперь активно делают бизнес. Говорят, кто-то и в брод переходит реку, но мы не стали проверять это.

Переправились и потопали, сначала по равнине, потом по хребту. Внизу шумела река Чульча. Дошли до водопада и мостика над ним. Мостик – 5 деревьев, переброшенных через реку. Не знаю почему, но перед этим мостиком я впала в какой-то ступор и побоялась перейти. В такой же ступор впала и Настя. Марина к мостику и не подошла. Алекс крикнул нам, чтоб мы оставались, если боимся перейти. Не представляю почему, но я была твердо уверена, что они чуть чуть повыше поднимутся, посмотрят на сам водопад и быстро вернутся.

В следующие полчаса мы активно облазили этот мост, пофотались на нем. Народа еще не было. В ожидании мы с Настей сели на мостик над водопадом и сидели как две Аленушки в ожидании Иванушек. Я с грустью думала о моем рюкзачке, который ушел на Сереге. В нем были мюсли, шоколадки и плейер.

Прошел час, другой, третий, четвертый. Начали волноваться, не случилось ли чего. Из головы не выходила девочка со сломанными ножками. Тем временем уже похолодало, солнце ушло за хребет. Ждать надоело, мы оставили записку и пошли потихоньку обратно. Пока дошли до переправы, уже начало темнеть. Волнение сменилось раздражением. Скрываясь за лесом, чтоб переправщики нас не увидели и не приплыли, мы пошли гулять туда-сюда, чтоб не мерзнуть, и высматривали, не идет ли кто по равнине. Когда настроение окончательно упало, мы в полутьме увидели знакомые и уже почти родные фигуры – нашлись! Они плутанули и вышли не там, откуда мы их ждали. До Грибов сегодня дело не дошло по понятным причинам.

Фото с водопада

Мы переправились и решили уехать с турстоянки, чтобы не платить денег за ночевку. Купили там 10 лепешек, по 35 р каждая, они в итоге и стали нашим сегодняшним ужином.

Между тем стемнело окончательно. Проехали метров 200 и там остановились. Тут же из темноты появились пьянющие местные и стали требовать денег на ночевку. Они увели с собой Алекса, и ему пришлось ради нас помучить свою печень и выпить с ними, несмотря на то, что он этого очень не хотел. Они нашли общий язык, и алтайцы от нас отстали. А водка оказалась паленая.

Мы с Серегой забили на дежурство и легли спать. Серега рассказал, как они сходили на водопад, и в какой-то степени позавидовал нам, что мы туда не пошли. Оказывается это не совсем "свернуть за угол", они очень долго шли туда. Я наоборот расстроилась, что не пошла, там был тот самый прижим, где надо идти, держась за веревку, о котором перед походом рассказывал Норвег.

Сережа остался пить с гостями, а потом в ночи кричал: "Настя, пусти меня в палатку, не буду же я ночевать в тамбуре!" Алекс ночевал без палатки, потому что не успел ее поставить.